Развитие личностно важных и профессиональных качеств студентов ВУЗа посредством тренингов


В настоящее время среди более чем трех десятков ВУЗов в городе Кирове, судя по нашим исследованиям, только два занимаются тренинговой подготовкой студентов. Среди более двадцати пяти кадровых агентств также нашлось только пять, которые занимаются адаптацией на рынке труда и проводят различные тренинговые мероприятия.

 

Все мы помним наши годы учебы, сначала в школах, потом в ВУЗах. Для кого-то это самые чудесные, прекрасные годы, а для кого-то –мучительные и тяжелые. Но для каждого человека – это одни из самых волнительных лет его жизни. Это время выработки гибкости, инициативы, творческого подхода к решению различных задач; время освоения основ ораторского искусства, ведения переговоров, нахождения компромиссов и главное – время получения огромного объема знаний, тех знаний, ради которых мы и поступаем в ВУЗы – они нам необходимы для того, чтобы получить заветные «корочки» об окончании ВУЗа.

Итак, все позади, экзамены сданы, дипломы защищены, корочки на руках – миссия выполнена. Но волнение удваивается – а дальше что? Выпускники стоят на распутье: теперь нужно найти работу, желательно в крупной, перспективной компании, с хорошей заработной платой и перспективой быстрого карьерного роста. И некоторым это удается - кому-то по знакомству, через связи, кому-то благодаря эффективной работе во время летних практик или подработке во время учебы. Но многие выпускники пребывают в некотором ступоре, в замешательстве, растерянности. В голове теория – у большинства «теоретическая каша» - а как применить эти знания и использовать на практике, они не знают. Многие отправляются сразу же на бизнес – курсы, другие – поступают в следующий ВУЗ для получения второго высшего образования, потому что им кажется, что та профессия, которой они овладели, причем только теоретически, не поможет им в достижении карьерных высот.

Все может быть иначе, если во время учебы преподаватели будут больше внимания уделять не сухой передаче теории со страниц учебников, а практическому освоению полученных студентами знаний.

ПИТЕР ЛОРАНЖ, президент Международного института развития менеджмента IMD ( International Institute of Management Development); профессор корпоративного университета Nestle (Лозанна, Швейцария) считает, что обучение лишь тогда имеет смысл, когда оно приносит четкую практическую ценность. Поэтому обучающиеся - как частные лица, так и обучающиеся за счет фирм менеджеры - все чаще настаивают на современности и практической применимости получаемого образовательного продукта и его гарантированной окупаемости. По его мнению, современная традиционная система обучения – навязывание студентам потоков информации. Конечно, встречаются прекрасные профессоры-лекторы классического академического стиля, которые читают блестящие, занимательные и вдохновенные лекции. Часто они бывают великолепными ораторами с острым и точным взглядом на вещи. И все же данная модель слишком однобока.

Новая модель – бизнес – тренинг как форма интерактивного обучения.

В противоположность традиционному одностороннему обучению интерактивный метод позволяет студентам взаимодействовать друг с другом, что практически невозможно в рамках лекции, и с преподавателем. Типичные формы интерактивного процесса — обсуждение конкретных деловых ситуаций (кейсов), общие дискуссии или коллективная работа над проектами, проводимая в рамках тренинга.

Тренинг — форма активного обучения, целью которого является обогащение знаниями, развитие конкретных умений и навыков.

В таблице 1 приведены различные способы запоминания информации.

Таблица 1 – Способы запоминания информации, %



По исследованиям, проведенным в августе 2008 года DISCOVERY Research Group, тренинг обладает рядом преимуществ перед другими методами обучения:

  1. При активном обучении концентрация внимания, уровень запоминания и интенсивность мыслительных процессов остаются достаточно высокими, позволяя усвоить необходимый материал. Не лекциях концентрация внимания сохраняется примерно первые 10-15 минут, а далее появляется отстраненность и усталость. Не тренингах слушатели принимают активное участие. Тренеры располагают целым арсеналом разминочных "разогревающих" техник, позволяющих удерживать интенсивность обучения и внимание участников на высоком уровне. Так в своей книге «Я был нищим, стал богатым» Владимир Довгань, успешный бизнесмен, создатель и преподаватель тренингов Успеха, описывает случай, когда он вместе с группой обучающихся 24 часа работали в режиме non – stop. При этом ни один участник не пожаловался не то, что на усталость, даже на сонливость!

  2. Тренинги позволяют получить навыки практической работы.

  3. Тренинги способны усилить существующую мотивацию участников.

  4. Тренинговые занятия позволяют слушателем не только получить нужные знания от преподавателя, но и обменяться собственным опытом, взаимодействовать друг с другом.

  5. Тренинговая работа снимает или значительно уменьшает естественное сопротивление обучению, которое связано с затратами времени и сил, а также с новой ответственностью. Собственную активную работу намного труднее признать "пустой тратой времени", чем пассивное "отсиживание" на лекции.

  6. Тренинг предполагает активную групповую работу, он возможность удовлетворить потребность не только в обучении, но и в общении и поддержке.

В рамках ВУЗа для студентов и для преподавателей можно проводить следующие тренинги:

  1. Социально-психологические тренинги

  2. Тренинги профессиональных навыков

  3. Тренинги личностного роста или психотерапевтические тренинги

К социально–психологическим тренингам относятся тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков и навыков командного взаимодействия: team-building, тренинг эффективной коммуникации, тренинги управления конфликтами.

  

Тренинги профессиональных навыков (или образовательные тренинги) направлены на максимально быстрое и эффективное обучение человека какому-либо профессиональному навыку, умению, профессии:

  1. тренинг продаж

  2. тренинг телефонных продаж

  3. тренинг по управлению
    * time - managment
    * тренинг эффективной мотивации

Психотерапевтические (или личностно-развивающие) тренинги не имеют конкретной, прагматической направленности.

Их цель - выявить индивидуальность человека, слабые и сильные стороны его личности, а затем гармонизировать внутренний мир человека, скорректировать слабые стороны личности и подчеркнуть сильные, выявить внутренние резервы роста, развить нацеленность на результат и стремление к успеху. Тренинги личностного роста представляют собой работу с личностью, с личностными качествами.

Особенно актуальными будут тренинги для выпускников, такие как:

  1. тренинги подготовки к собеседованию с работодателем
    Большинство соискателей при приеме на работу больше всего боятся именно собеседования, хотя, в отличие от анкетирования или тестирования, собеседование — наилучший способ продемонстрировать работодателю свои профессиональные и личностные качества.
  2. тренинги эффективной самопрезентации
    Первые тридцать секунд интервью имеют решающее значение. Никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. На таких тренингах участники могут преодолеть страх перед собеседованием и получат профессиональные рекомендации.

Также в рамках таких тренинговых программ можно проводить профориентационное тестирование, диагностику личностных и профессиональных качеств, занятия по составлению резюме.

Для организации тренинговой работы необходимо:

  • Разработать программу бизнес-тренингов с указанием проводимых тренингов, подробного их содержания, продолжительности и размеров набираемой группы.
  • Создать подробный прайс – лист с указанием стоимости тренингов, при этом необходимо учитывать стоимость раздаточных материалов, наличие чайных пауз или кофе-брейков, оплату услуг тренера/группы тренеров, а также место проведения. Тренинги могут проводить сами преподаватели.
  • На начальных этапах тренинги можно проводить в обычных лекционных классах, при этом достаточно переставить стулья и столы таким образом, чтобы всем участником было комфортно и удобно взаимодействовать друг с другом. Конечно, желательно оборудовать специальный класс для тренингов с размещенным флип-чартом, белой доской, проектором, магнитофоном, а лучше – компьютером. Конечно, оборудование и само место проведения тренинга играют большую роль, но намного важнее эмоциональный настрой, воодушевление и готовность воспринимать новое как для участников, так и для тренеров.
  • Приглашать на тренинги и информировать об их проведении можно при помощи специально размещенных объявлений в ВУЗе, раздачи программ на занятиях самими преподавателями.

В настоящее время среди более чем трех десятков ВУЗов в городе Кирове, судя по нашим исследованиям, только два занимаются тренинговой подготовкой студентов. Среди более двадцати пяти кадровых агентств также нашлось только пять, которые занимаются адаптацией на рынке труда и проводят различные тренинговые мероприятия.

Стоимость тренингов в городе Кирове колеблется от 500 рублей за самый простой и непродолжительный до 6 000 – 7 000 руб., обычно за двухдневный тренинг.

Вот и получается, что студенту придется выложить немалую сумму для прохождения адаптационных и развивающих тренингов, хотя такую подготовку он мог бы, да и должен получать на протяжении всех лет своего обучения, чтобы закончив ВУЗ, иметь навыки эффективного общения, самопрезентации, навыки в тех отраслях и направлениях, в которых он хочет развиваться.

Многие приезжие столичные тренеры необоснованно завышают цены, а при этом эффект часто оказывается нулевым. Спрос же на тренинги в последнее время значительно увеличивается. Для студентов можно установить значительно более низкие цены: каждый человек сможет выделить 300 – 500 рублей хотя бы раз в месяц на свое образование, тем более, если он понимает всю важность саморазвития и то, что потом эти вложенные деньги окупятся многократно. Многие тренеры рекомендуют участникам оплачивать тренинги из своего кармана. В этом случае люди учатся гораздо быстрее и эффективнее. Зная эту закономерность, многие тренеры не работают бесплатно даже со своими друзьями: не потому, что жадные, а потому, что люди всегда ценят больше то, за что заплатили.

Любой ВУЗ заботится о своем рейтинге, о своей репутации, и он несет ответственность за профессиональную подготовку тех специалистов, которых ежегодно выпускает из своих стен.

Не только студенты, но и преподаватели должны постоянно заниматься саморазвитием, стараться быть в курсе изменений в своей профессиональной сфере, да и в смежных областях. Иными словами, должны приспосабливаться к динамичной среде. Тренинги как прогрессивная форма обучения могут помочь в этом.

Анастасия Вершинина