Развитие личностно важных и профессиональных качеств студентов ВУЗа посредством тренингов
В настоящее время среди более чем трех десятков ВУЗов в городе Кирове, судя по нашим исследованиям, только два занимаются тренинговой подготовкой студентов. Среди более двадцати пяти кадровых агентств также нашлось только пять, которые занимаются адаптацией на рынке труда и проводят различные тренинговые мероприятия.
Все мы помним наши годы учебы, сначала в школах, потом в ВУЗах. Для кого-то это самые чудесные, прекрасные годы, а для кого-то –мучительные и тяжелые. Но для каждого человека – это одни из самых волнительных лет его жизни. Это время выработки гибкости, инициативы, творческого подхода к решению различных задач; время освоения основ ораторского искусства, ведения переговоров, нахождения компромиссов и главное – время получения огромного объема знаний, тех знаний, ради которых мы и поступаем в ВУЗы – они нам необходимы для того, чтобы получить заветные «корочки» об окончании ВУЗа.
Итак, все позади, экзамены сданы, дипломы защищены, корочки на руках – миссия выполнена. Но волнение удваивается – а дальше что? Выпускники стоят на распутье: теперь нужно найти работу, желательно в крупной, перспективной компании, с хорошей заработной платой и перспективой быстрого карьерного роста. И некоторым это удается - кому-то по знакомству, через связи, кому-то благодаря эффективной работе во время летних практик или подработке во время учебы. Но многие выпускники пребывают в некотором ступоре, в замешательстве, растерянности. В голове теория – у большинства «теоретическая каша» - а как применить эти знания и использовать на практике, они не знают. Многие отправляются сразу же на бизнес – курсы, другие – поступают в следующий ВУЗ для получения второго высшего образования, потому что им кажется, что та профессия, которой они овладели, причем только теоретически, не поможет им в достижении карьерных высот.
Все может быть иначе, если во время учебы преподаватели будут больше внимания уделять не сухой передаче теории со страниц учебников, а практическому освоению полученных студентами знаний.
ПИТЕР ЛОРАНЖ, президент Международного института развития менеджмента IMD ( International Institute of Management Development); профессор корпоративного университета Nestle (Лозанна, Швейцария) считает, что обучение лишь тогда имеет смысл, когда оно приносит четкую практическую ценность. Поэтому обучающиеся - как частные лица, так и обучающиеся за счет фирм менеджеры - все чаще настаивают на современности и практической применимости получаемого образовательного продукта и его гарантированной окупаемости. По его мнению, современная традиционная система обучения – навязывание студентам потоков информации. Конечно, встречаются прекрасные профессоры-лекторы классического академического стиля, которые читают блестящие, занимательные и вдохновенные лекции. Часто они бывают великолепными ораторами с острым и точным взглядом на вещи. И все же данная модель слишком однобока.
Новая модель – бизнес – тренинг как форма интерактивного обучения.
В противоположность традиционному одностороннему обучению интерактивный метод позволяет студентам взаимодействовать друг с другом, что практически невозможно в рамках лекции, и с преподавателем. Типичные формы интерактивного процесса — обсуждение конкретных деловых ситуаций (кейсов), общие дискуссии или коллективная работа над проектами, проводимая в рамках тренинга.
Тренинг — форма активного обучения, целью которого является обогащение знаниями, развитие конкретных умений и навыков.
В таблице 1 приведены различные способы запоминания информации.
Таблица 1 – Способы запоминания информации, %
По исследованиям, проведенным в августе 2008 года DISCOVERY Research Group, тренинг обладает рядом преимуществ перед другими методами обучения:
-
При активном обучении концентрация внимания, уровень запоминания и интенсивность мыслительных процессов остаются достаточно высокими, позволяя усвоить необходимый материал. Не лекциях концентрация внимания сохраняется примерно первые 10-15 минут, а далее появляется отстраненность и усталость. Не тренингах слушатели принимают активное участие. Тренеры располагают целым арсеналом разминочных "разогревающих" техник, позволяющих удерживать интенсивность обучения и внимание участников на высоком уровне. Так в своей книге «Я был нищим, стал богатым» Владимир Довгань, успешный бизнесмен, создатель и преподаватель тренингов Успеха, описывает случай, когда он вместе с группой обучающихся 24 часа работали в режиме non – stop. При этом ни один участник не пожаловался не то, что на усталость, даже на сонливость!
-
Тренинги позволяют получить навыки практической работы.
-
Тренинги способны усилить существующую мотивацию участников.
-
Тренинговые занятия позволяют слушателем не только получить нужные знания от преподавателя, но и обменяться собственным опытом, взаимодействовать друг с другом.
-
Тренинговая работа снимает или значительно уменьшает естественное сопротивление обучению, которое связано с затратами времени и сил, а также с новой ответственностью. Собственную активную работу намного труднее признать "пустой тратой времени", чем пассивное "отсиживание" на лекции.
-
Тренинг предполагает активную групповую работу, он возможность удовлетворить потребность не только в обучении, но и в общении и поддержке.
В рамках ВУЗа для студентов и для преподавателей можно проводить следующие тренинги:
-
Социально-психологические тренинги
-
Тренинги профессиональных навыков
-
Тренинги личностного роста или психотерапевтические тренинги
К социально–психологическим тренингам относятся тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков и навыков командного взаимодействия: team-building, тренинг эффективной коммуникации, тренинги управления конфликтами.
Тренинги профессиональных навыков (или образовательные тренинги) направлены на максимально быстрое и эффективное обучение человека какому-либо профессиональному навыку, умению, профессии:
-
тренинг продаж
-
тренинг телефонных продаж
-
тренинг по управлению
* time - managment
* тренинг эффективной мотивации
Психотерапевтические (или личностно-развивающие) тренинги не имеют конкретной, прагматической направленности.
Их цель - выявить индивидуальность человека, слабые и сильные стороны его личности, а затем гармонизировать внутренний мир человека, скорректировать слабые стороны личности и подчеркнуть сильные, выявить внутренние резервы роста, развить нацеленность на результат и стремление к успеху. Тренинги личностного роста представляют собой работу с личностью, с личностными качествами.
Особенно актуальными будут тренинги для выпускников, такие как:
-
тренинги подготовки к собеседованию с работодателем
Большинство соискателей при приеме на работу больше всего боятся именно собеседования, хотя, в отличие от анкетирования или тестирования, собеседование — наилучший способ продемонстрировать работодателю свои профессиональные и личностные качества. -
тренинги эффективной самопрезентации
Первые тридцать секунд интервью имеют решающее значение. Никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. На таких тренингах участники могут преодолеть страх перед собеседованием и получат профессиональные рекомендации.
Также в рамках таких тренинговых программ можно проводить профориентационное тестирование, диагностику личностных и профессиональных качеств, занятия по составлению резюме.
Для организации тренинговой работы необходимо:
-
Разработать программу бизнес-тренингов с указанием проводимых тренингов, подробного их содержания, продолжительности и размеров набираемой группы.
-
Создать подробный прайс – лист с указанием стоимости тренингов, при этом необходимо учитывать стоимость раздаточных материалов, наличие чайных пауз или кофе-брейков, оплату услуг тренера/группы тренеров, а также место проведения. Тренинги могут проводить сами преподаватели.
-
На начальных этапах тренинги можно проводить в обычных лекционных классах, при этом достаточно переставить стулья и столы таким образом, чтобы всем участником было комфортно и удобно взаимодействовать друг с другом. Конечно, желательно оборудовать специальный класс для тренингов с размещенным флип-чартом, белой доской, проектором, магнитофоном, а лучше – компьютером. Конечно, оборудование и само место проведения тренинга играют большую роль, но намного важнее эмоциональный настрой, воодушевление и готовность воспринимать новое как для участников, так и для тренеров.
-
Приглашать на тренинги и информировать об их проведении можно при помощи специально размещенных объявлений в ВУЗе, раздачи программ на занятиях самими преподавателями.
В настоящее время среди более чем трех десятков ВУЗов в городе Кирове, судя по нашим исследованиям, только два занимаются тренинговой подготовкой студентов. Среди более двадцати пяти кадровых агентств также нашлось только пять, которые занимаются адаптацией на рынке труда и проводят различные тренинговые мероприятия.
Стоимость тренингов в городе Кирове колеблется от 500 рублей за самый простой и непродолжительный до 6 000 – 7 000 руб., обычно за двухдневный тренинг.
Вот и получается, что студенту придется выложить немалую сумму для прохождения адаптационных и развивающих тренингов, хотя такую подготовку он мог бы, да и должен получать на протяжении всех лет своего обучения, чтобы закончив ВУЗ, иметь навыки эффективного общения, самопрезентации, навыки в тех отраслях и направлениях, в которых он хочет развиваться.
Многие приезжие столичные тренеры необоснованно завышают цены, а при этом эффект часто оказывается нулевым. Спрос же на тренинги в последнее время значительно увеличивается. Для студентов можно установить значительно более низкие цены: каждый человек сможет выделить 300 – 500 рублей хотя бы раз в месяц на свое образование, тем более, если он понимает всю важность саморазвития и то, что потом эти вложенные деньги окупятся многократно. Многие тренеры рекомендуют участникам оплачивать тренинги из своего кармана. В этом случае люди учатся гораздо быстрее и эффективнее. Зная эту закономерность, многие тренеры не работают бесплатно даже со своими друзьями: не потому, что жадные, а потому, что люди всегда ценят больше то, за что заплатили.
Любой ВУЗ заботится о своем рейтинге, о своей репутации, и он несет ответственность за профессиональную подготовку тех специалистов, которых ежегодно выпускает из своих стен.
Не только студенты, но и преподаватели должны постоянно заниматься саморазвитием, стараться быть в курсе изменений в своей профессиональной сфере, да и в смежных областях. Иными словами, должны приспосабливаться к динамичной среде. Тренинги как прогрессивная форма обучения могут помочь в этом.
Анастасия Вершинина Просмотров : 89- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚
- Viber
- Telegram