Эффективность взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов по выявлению преступлений в сфере лесопользования

\"\"

Одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел является декриминализация лесопромышленного комплекса.

УВД организовано тесное взаимодействие с Правительством области в части касающейся принятия областных законов и нормативных актов, затрагивающих интересы лесопромышленного комплекса. За 2007 год при непосредственном участии сотрудников УВД издано 7 нормативно-правовых актов.

Губернатор – Председатель Правительства Кировской области и Председатель Областного Законодательного Собрания информированы о  существующих проблемах лесной отрасли, требующих совместных усилий по их решению. В настоящий момент проводится работа
по решению обозначенных вопросов.

 Продолжено взаимодействие с Межведомственной комиссией при Правительстве области по эффективному лесопользованию в Кировской области, на которой в текущем году рассмотрены вопросы, касающиеся порядка отбора и рассмотрения заявок на реализацию инвестиционных проектов, создании рабочей группы по подготовке технического задания для разработки программы развития ЛПК области, а также вопросы приведения договоров аренды и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ.

Регулярно сотрудники УВД принимают участие в заседаниях рабочей группы под председательством первого заместителя Председателя правительства В.В. Крепостнова
по решению проблемных вопросов, связанных с организацией использования лесов области
в условиях нового лесного законодательства. В текущем году рассмотрен вопрос определения требований и условий, в соответствии с которыми департаментом лесного хозяйства будут приниматься решения на переоформление договоров аренды и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в договоры аренды лесных участков, а также вопрос организации аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков
в 2008 году.

В рамках работы комиссии Правительством проведён анализ результатов аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, который используется
в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Распоряжением Контрольного управления Губернатора Кировской области от 12.03.2008 № 1 создана оперативная группа, в состав которой входит сотрудник УБЭП УВД. Целью группы является проведение в марте – ноябре 2008 года проверок эффективного использования лесных ресурсов во всех без исключения районах области. В настоящее время проведены проверки организации работы в данном направлении органов исполнительной власти Мурашинского, Орловского, Оричевского, Слободского, Уржумского, Вятскополянского и Верхошижемского районов Кировской области, результаты доложены Губернатору области Н.И. Шаклеину.
12.03.2008 состоялось расширенное заседание комитета по экологической безопасности, природопользованию и лесному комплексу, где был проведён анализ выполнения рекомендаций депутатских слушаний «Состояние и перспективы развития лесного комплекса Кировской области».
18.03.2008 на заседании межведомственной комиссии по банкротству под председательством Первого заместителя Председателя Правительства области В.В. Крепостнова и участием сотрудников УВД рассмотрена работа одних из крупнейших предприятий отрасли – ООО «КирсК», ОАО «Лузский лесопромышленный комбинат» и ОАО «Домостроитель», имеющих  убыточные показатели работы. На заседании 16.05.2008 рассмотрена деятельность предприятий лесопромышленного комплекса ОАО «Лузский ЛПК», ОАО «Силикатлеспром» и МП «Свечинский ЛПК», имеющих убыточные показатели.

28.12.2007 заместителем Председателя Правительства Кировской области Г.Н. Мачехиным утверждён план организационных мероприятий на 2008 год по межведомственному взаимодействию по декриминализации ЛПК Кировской области. Приказом главы департамента лесного хозяйства В.А. Кононова от 04.03.2008 № 39 в рамках плана создана рабочая группа
по межведомственному взаимодействию. 25.02.2008 состоялось первое заседание рабочей группы, на котором разработана стратегия работы на 1 и 2 квартал текущего года. 29.04.2008
на очередном заседании были рассмотрены результаты совместных мероприятий по раскрытию незаконных порубок в Котельничском и Орловском районах.

Приказом начальника УВД с 1 января 2008 г. в штате 3-го отдела УБЭП УВД образовано специализированное отделение численностью 5 единиц по выявлению преступлений в сфере ЛПК, задачами которого является мобильное реагирование на всю поступающую информацию.
 В текущем году проведены учебные занятия с начальниками ОВД, участковыми уполномоченными милиции, инспекторами ДПС и оперуполномоченными ОБЭП и Управления по налоговым преступлениям (УНП). Согласно графику, дважды в месяц проводятся инструктажи с сотрудниками ДПС УГИБДД.

С целью профилактики и раскрытия преступлений данной направленности в районных отделах внутренних дел заведены карточки учёта специальной техники, предназначенной для заготовки и транспортировки леса, имеется фотокартотека опорных плит упоров гидроманипуляторов, установленных на транспортных средствах.

Наиболее важная роль в профилактике незаконных порубок отводится подразделениям ГИБДД. Определены пути возможного вывоза автомобильным транспортом лесоматериалов 
с территории районов за пределы области. Пересмотрены дислокации постов и маршрутов патрулирования, обеспечено выделение нарядов милиции в этих местах. При несении службы нарядами ДПС проверяются все попадающие в поле зрения транспортные средства, перевозящие лесоматериалы. При отсутствии сопроводительных документов либо сомнении в их подлинности транспортные средства, водители и сопровождающие груз лица доставляются в О(У)ВД для проведения более тщательной проверки.

Дважды в неделю мобильная группа из числа сотрудников ОБЭП и ДПС ГИБДД на автомобиле повышенной проходимости осуществляет патрулирование черты г. Кирова с целью выявления фактов незаконной заготовки и транспортировки древесины в пределах зелёной зоны областного центра.
За 6 месяцев 2008 года сотрудниками ГИБДД проверено 12458 транспортных средств (АППГ- 12101; + 3%) перевозящих лесоматериалы, по подозрению в незаконной перевозке задержано 793 ТС (АППГ-537; +47,7 %), изъято 19468 куб.м  леса. К административной ответственности привлечено 1455 лиц (АППГ-689). По фактам задержания сотрудниками ГИБДД транспортных средств возбуждено 38 (АППГ-21) уголовных дел в сфере ЛПК. 

Сотрудники УНП УВД в соответствии с планом проведения совместных выездных налоговых проверок налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в ЛПК Кировской области
на 2008 год, совместно с налоговыми органами г. Кирова и области участвуют в 17 таких контрольных мероприятиях (из них 3 – по г. Кирову). Всего на 2008 год запланировано 63 совместных выездных налоговых проверки в сфере ЛПК. По результатам уже проведённых
в текущем году совместно с УНП УВД выездных налоговых проверок налогоплательщиков, занятых в сфере ЛПК, доначислено в бюджет 7 млн. 915 тыс. руб. Регулярно проводится мониторинг совместных с налоговыми органами мероприятий в данной сфере.

23.04.2008 направлено указание начальника УВД о предупреждении пожаров в лесных массивах, которые могут быть результатом поджога в целях укрытия незаконных порубок леса. Сотрудниками Управления ОДУУМ и ПДН УВД совместно с УГПС МЧС Кировской области
на постоянной основе проводится изучение положения дел по предупреждению пожаров, в том числе, в лесных массивах, с выездом в районы области. Результаты проверок ежегодно рассматриваются на Координационно-методическом совете УВД. Так, в марте 2008 г. проведена совместная проверка организации данной деятельности в Афанасьевском и Мурашинском районах. Результаты рассмотрены на координационно-методическом совещании УВД 24.03.2008, где заслушаны руководители ОВД и ПЧ данных районов.
Решение с постановкой конкретных задач направлено на места, его исполнение взято на контроль.
Участковыми уполномоченными милиции совместно с сотрудниками других подразделений ОВД с привлечением представителей заинтересованных ведомств проводятся проверки законности функционирования лесопильных рам.
 Изучен положительный опыт борьбы с преступлениями в сфере ЛПК таких регионов России как Иркутская область, республика Бурятия, Пермский край, Нижегородская область и др.
Активизирована деятельность по воссозданию системы общей и индивидуальной профилактики правонарушений в сфере лесопользования.

За обслуживанием объектов лесопромышленного комплекса закреплены 53 сотрудника подразделений экономической безопасности.
Для раскрытия наиболее сложных преступлений создаются оперативно-розыскные группы
из числа сотрудников УБЭП, УУР, УБОП, ОРЧ КМ по линии УР. Так, распоряжением Первого заместителя начальника УВД создана группа для раскрытия уголовного дела № 46023 возбужденного 27 января т.г. по ч. 3 ст. 260 УК РФ по факту незаконной рубки леса в Орловском районе на сумму более 10 млн. рублей. 17 марта данное преступление было раскрыто.
Так же распоряжением Первого заместителя начальника УВД создана группа для раскрытия уголовного дела № 27202 возбужденного 20.03.2008 по ч. 3 ст. 260 УК РФ по факту незаконной рубки леса на границе Орловского и Котельничского районов на сумму более 74 млн. рублей. Проводятся ОРМ и следственные действия, имеется подозреваемый. К расследованию уголовного дела привлечены специалисты Управления Росприроднадзора
и Департамента лесного хозяйства.

В период с 21 января по 28 марта 2008 года в соответствие с приказом начальника УВД проведена оперативно-профилактическая операция «Лес».
По результатам операции выявлено 164 преступления, из которых 127 – компетенции КМ, 37 – по линии МОБ; 76 – экономической направленности, 88 – общеуголовной направленности. Из ранее совершённых раскрыто 7 преступлений по Орловскому,    Оричевскому, Санчурскому, Тужинскому, Нововятскому районам.

Общая сумма причинённого ущерба по указанным уголовным делам составила 122,4 млн. рублей, возмещено 11,6 млн. рублей или около 9,4%. Низкий процент возмещения причинённого ущерба обусловлен выявлением незаконной порубки леса на границе Котельничского и Орловского районов (уголовное дело № 27202 от 20.03.2008 по ч. 3 ст. 260 УК РФ).
Проверено около 10 тысяч транспортных средств, перевозящих лесопродукцию, из них почти 700 были задержаны; изъято более 5 тысяч кубометров лесопродукции на общую сумму свыше почти 5 млн. рублей; составлено 1276 административных протокола; совместно с сотрудниками лесных отделов области проведено 843 специальных рейдов, в ходе которых выявлено 10 стихийных рынков, 101 факт незаконных порубок, 2 единицы похищенной лесозаготовительной техники, 39 лиц находившихся в розыске; проверена деятельность 1463 пилорам, техническое состояние  4597 фискарсов и лесовозов; установлено 31 лицо, занимающееся заготовкой
и переработкой леса, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей; сотрудники милиции присутствовали и контролировали проведение 24-х лесных аукционов;
в налоговые органы для проверки полноты и своевременности уплаты транспортного налога направлено 1131 информаций о транспортных средствах, перевозивших лесопродукцию.

В целом за первое полугодие в сфере лесозаготовок, обработки древесины, на целлюлозно-бумажном производстве выявлено 139 преступлений экономической направленности предварительное следствие по которым обязательно, что на 12,5 % меньше чем за АППГ (159). Удельный вес преступлений, выявленных службой БЭП, составил 65,4 %.
Также выявлено 27 экономических преступлений по линии милиции общественной безопасности (АППГ-23, + 17 %).

 Выявлен 21 факт легализации денежных средств, приобретённых лицом в результате совершения им преступления (АППГ – 5).
Пример: ИП «М», осуществляющий лесозаготовительную деятельность, совершил легализацию денежных средств в сумме 252133 рубля 18 копеек, приобретённых им в результате совершения преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.
 6 фактов получения взятки (АППГ – 0). Все выявлены ОВД по Слободскому району.
Пример: «У», госинспектор по охране окружающей среды, получила взятку за согласование заниженных расчётов по негативному воздействию на окружающую среду цеха лесопиления.
15 должностных преступления (АППГ – 31).
Пример: «Р», помощник лесничего, злоупотребил должностными полномочиями при освидетельствовании мест рубок, умышленно занизив штрафные санкции, чем причинил государству ущерб в сумме 16029 рублей 52 копейки. 
40 фактов уклонения от уплаты налогов физическими лицами и организациями (АППГ – 50).
Пример: Директор одного из ООО «М» в период с июня по ноябрь 2006 года занимался куплей-продажей пиломатериалов и вносил в налоговую декларацию заведомо ложные сведения, уклонившись от уплаты НДС на сумму 736000 рублей.

 В суд направлено 47 уголовных дел (АППГ – 61, - 23 %), выявлено 89 виновных лиц (АППГ – 87, + 2 %), из них 29 привлечены к уголовной ответственности (АППГ – 25, + 16 %). Выявлено 8 групповых преступлений (АППГ – 1, + 700 %).

 Всего по ст. 260 УК РФ за январь – июнь зарегистрировано 320 преступлений, из них 64
в отношении уже установленных лиц, а из ранее совершённых незаконных порубок за пять месяцев раскрыто 77 фактов.
Наибольшее число раскрытых незаконных порубок имеют ОВД по Арбажскому (3 из 4), Афанасьевскому (из 3-х все раскрыты), Лузскому (5 из 10), Малмыжскому (2 из 4), Нолинск (из 3-х все раскрыты) и Опаринскому (4 из 6) районам.

 В ходе выявления и раскрытия преступлений в сфере лесопользования в условиях нового законодательства возникает ряд проблем при взаимодействии с другими ведомствами, требующих совместного оперативного решения.
 
Во-первых, растёт число незаконных порубок деревьев и кустарников, особенно совершаемых «под прикрытием», либо при личном участии сотрудников лесного хозяйства. Сложность
в раскрытии преступлений данной категории вызвана тем, что выявляются они через продолжительное время после совершения преступления, когда на месте рубки отсутствуют следы преступления и сложно собрать другие доказательства вины подозреваемых лиц.

В связи с этим УВД предложило Департаменту лесного хозяйства Кировской области ужесточить контроль над подчинёнными сотрудниками, обязанными осуществлять регулярный обход обслуживаемых лесных площадей. А при выявлении факта незаконной порубки через продолжительный период времени после её совершения, проводить служебную проверку, материалы которой направлять в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц
к ответственности за халатное отношение к должностным обязанностям.

В настоящее время периодичность обходов лесных угодий не определена. В связи с этим целесообразно установить для государственных лесных инспекторов осуществлять ежеквартальную проверку закреплённых за ними территорий, а на участках леса, используемых лесозаготовителями, в установленном порядке проводить ежемесячное промежуточное освидетельствование делянок.

Также необходимо расширить перечень работников лесничеств, наделенных  полномочиями государственного лесного контроля и  предоставить указанным работникам право ношения
и применения оружия.

На территории лесничеств целесообразно создать  пункты учёта и контроля заготовленной древесины с высокотехнологичными системами замера для сканирования с последующей компьютерной обработкой данных для внесения информации в областную базу  данных. Одновременно на пункте учёта проверяются накладные и выдаётся необходимая сопроводительная документация. Подобные системы используются во Владимирской
и Нижегородской областях.

Во-вторых, существуют трудности, связанные  с изъятием, хранением и дальнейшим использованием незаконно добытой и перемещаемой лесопродукции и круглого леса, а также орудий и машин, используемых при заготовке древесины. Отсутствует механизм её дальнейшей реализации. Начальники ОВД области по-прежнему вынуждены неопределённое время хранить изъятую древесину в не приспособленных для этого местах - зачастую рядом со зданиями отделов внутренних дел. В результате этого лесопродукция приходит в негодность, а бюджет недополучает денежные средства. Особенно остро проблема хранения стоит по территории г. Кирова. В настоящее время данная проблема решается межведомственной рабочей группой.

Не менее важен  вопрос повышения ответственности за  лесные правонарушения. Дело здесь
не только в ужесточении мер к нарушителям, но в повышении значимости лесонарушений
в системе правоприменительной практики.

В этом направлении также необходимы соответствующие дополнения и изменения 
в законодательство, а именно ужесточение мер административной и уголовной ответственности
за нарушение лесного законодательства и введение ответственности за нахождение в лесу транспортных средств и механизмов без разрешительных документов, а также скупку незаконно заготовленной древесины.


24 июля 2008 г.
Начальник отделения 3-го отдела
УБЭП УВД
Скобёлкин К.А.