Дмитрий Журавлев, директор компании «Кировпромбезопасность»


РЕЗЕРВЫ

Сегодня немного поделюсь про резервы.

Еще в конце 2018 года я ввел в работу такой инструмент, как финансовое планирование. Благодаря нему мы за 2019 год не только удвоили доход в компании, но и поднакопили резервов. Сейчас, в начале кризиса, эта подушка безопасности играет очень важную роль.

Естественно, что когда начались все эти события (самоизоляция, ограничение работы, запреты и возможные штрафы, противоречия официальных документов, отсутствие внятных действий властей, и т.п.) - остро встал вопрос о дальнейшей деятельности.

А что делать, если нам тоже запретят работать? А аренду, зарплату и прочие постоянные расходы никто не отменял.

Первым действием, еще прямо в момент анализа данных для составления стратегии, был обзор резервов.

Я общаюсь с коллегами, и удивлен тому, что ДО СИХ ПОР многие еще не начали действовать, и чего-то ждут. Ведь даже если ждать перемен к лучшему, то надо понимать для себя - а сколько я протяну?

Оценить свои резервы - это самое простое и первое, что может и должен был сделать каждый предприниматель.

Поэтому я вкратце расскажу что сделал сразу. По сути это самый минимальный чек-лист действий:

1. Зафиксировал картину по фактическому наличию денег:

  • Деньги на всех р/с;
  • Наличные деньги в кассе;
  • Личный резерв владельца;
  • Фактическое распределение денег по фондам.

2. Составил полный список дебиторской задолженности (контрагент, сумма, величину просрока в днях,последние договоренности).

3. Составил полный список кредиторской задолженности - как просроченной (какие счета еще не были оплачены), так и предстоящих расходов (тех, что нужно будет оплатить в ближайший месяц).

4. Составил полный список условно-постоянных расходов, которые нужно оплачивать регулярно несмотря ни на что (аренда, постоянная часть з/п, налоги, и т.п.).

5. Все вышеуказанные цифры свел в одну таблицу и проанализировал.

Выяснилось, что если, например, ВООБЩЕ не зарабатывать ни копейки, и оплачивать все условно-постоянные расходы в полном объеме (в т.ч. зарплаты и налоги), то резервов на существование хватит на 2-3 месяца, а с учетом возврата дебиторки - на 5-6!

Как говорил уже выше, эта подушка безопасности позволяет спокойно оглядеться, сделать анализ, и начать выполнение антикризисных действий:

6. Пересчитана точка безубыточности в трех вариантах:

  • пессимистичный сценарий: когда заработаем ровно на покрытие только текущих минимальных расходов (в ноль);
  • реалистичный сценарий: покроем все минимальные расходы, и будет пополнение в самые важные фонды - маркетинга, развития, резервов;
  • оптимистичный сценарий: выполним плановую точку на следущий месяц (+20% роста маржи к предыдущему месяцу).

7. Составлен предварительный план по доходу, исходя из того, какие заявки уже есть в работе, и что можно очень быстро привлечь в ближайшее время. Что нужно делать чтобы выполнять план - легло в первые пункты стратегии.

8. Конкретные и быстрые действия по оптимизации расходов и поступлений денег:

  • составлен список действий по максимальному сбору дебиторки (за полторы недели собрана почти половина - помогает увеличение объема общения с должниками);
  • вся кредиторка была разделена на важные (сейчас уже оплачены) и не очень (которые поставлены в план поэтапной оплаты, или были достигнуты договоренности с кредиторами по отсрочкам);
  • принято решение о временном сокращении части постоянных расходов и фондов (все важные, в т.ч. развитие и резервы - оставлены);
  •  составлен перечень условно-постоянных расходов, которые можно сократить, с планом действий;
  • составлены письма арендодателям (у нас их два) о снижении арендной платы, запланированы переговоры;
  • запланированы переговоры (часть уже успешно проведена) о снижении и отсрочках оплат с компаниями и ИП, которые выполняют часть функций на аутсорсинге;
  • проработаны варианты снижения расходов, в случае удаленной работы (отключить интернет в офисе, отменить уборку и хозрасходы);
  • прорабатывается вопрос о снижении текущих лицензионных платежах (например, квартальные взносы в СРО).

9. Отдельным пунктом выделю регулярное отслеживание и сбор информации о любых видах поддержки, предоставляемых государством или партнерами (их пока немного - но есть). Из них что-то можно применить уже сейчас, а что-то иметь в виду на перспективу (всегда лучше иметь запасные варианты, чем не иметь):

  • решения по отсрочкам платежей и снижению налогов и взносов;
  • варианты льготного кредитования и займов;
  • разрешения на работу (включение в списки и иные послабления);
  • fрендные и кредитные каникулы;
  • меры любой поддержки от правительства и бизнес-ассоциаций;
  • и т.п.

10. Ну а дальше - только действия, действия и действия. У нас их получилось около 100 пунктов, из которых была сложена антикризисная программа.

Без обзора резервов и плана быстрой оптимизации своего финансового состояния делать много успешных действий сложно.

Ну и мои 3 хорошие новости:

  • Закупили набор масок и антисептиков для сотрудников и их семей.
  • Оформили пакет документации (приказы, письма, журналы, инструкции и т.д.), позволяющий официально и законно работать в офисе при необходимости (у нас как муниципальные контракты, так и контракты с системообразующими предприятиями).
  • Посмотрел сегодня три хороших вебинара - получил несколько полезных данных и примеров успешных действий, встрою в наш план действий.

Источник - страница Дмитрия в FaceBook