Дни 29-30. Казахстан: Актобе – Яйсан; Россия: Акбулак – Соль-Илецк – Оренбург – Альметьевск – Набережные Челны – Вятские Поляны
Сегодня ночью мы остановились примерно в 100 км. не доезжая до города Актобе, совершив вчера марш-бросок протяженностью 1600 км и изрядно устав по дороге. Ночью двухполосное скоростное шоссе иссякло, превратившись в обычную дорогу с небольшим количеством колдобин, но даже она оставляет самые добрые воспоминания о Казахстане. По пути каждому из нас не раз приходила мысль: «Вот бы нам в России построить такие дороги. Например, из Кирова до Вятских Полян (Казани)»… Но это всего лишь мечты, в Казахстане на самом деле мы встретились с феноменом: через голые степи и пустыни проходит современное шоссе, ничем не уступающее по качеству знаменитым американским хайвеям.
Встали мы утром достаточно рано чтобы успеть быстрее пройти таможенный контроль и преодолеть как можно большее расстояние по территории России. Каких-то конкретных планов насчет дальнейшего движения экспедиции не было, до запланированного дня прибытия в Вятские Поляны (15 июня) еще есть время, как мы его используем – зависит от нас самих. Номер-люкс придорожной гостиницы оказался своеобразным: в душе сломан смеситель и нет распылителя воды, вместо него – простой кран, расположенный в душевой кабинке на высоте метра 2, стоит открыть воду, как на тебя обрушивается поток кипятка либо ледяной воды, отрегулировать какое-то промежуточное знание невозможно. Но это всё – сущие мелочи, по крайней мере, мы немного поспали в тишине и относительном комфорте, памятуя вчерашнюю бессонную ночь под грохот автострады.
Выезжаем в сторону Актобе, на пути – КПП, полицейские в бронежилетах, с автоматами наперевес, на обочине из мешков с песком построены блиндажи. По всему видно – ситуация напряженная и остается таковой уже более недели после дерзкого теракта, совершенного в городе. Не заезжая в Актобе, направляемся по объездной дороге на российскую границу, это порядка 110 км. отсюда, расстояние преодолевается почти незаметно, по пути встречаем еще один КПП, после чего выходим на финишную прямую. Пейзажи со вчерашнего вечера разительно изменились: вместо иссушенных пустынь мы едем по зеленой, цветущей степи, в балках встречаются взрослые деревья, временами видим живописные речки. Природа в этих местах более благосклонна к человеку и всем живым существам, нежели, например, в окрестностях Арала. В степи поблескивает на солнце своими длинными колосками ковыль, пахнет чабрецом и полынью.
Таможню проходим относительно быстро, всего за пару часов, большая часть времени потрачена на ожидание в очереди из большегрузов, стремящихся в Россию. На этом направлении транспортный поток значительно активнее, чем в месте нашего первого пересечения границы с Казахстаном. Ощущения времени в путешествии иные, из-за обилия и концентрации разнообразных событий каждой день ощущается как неделя, а месяц- как год. Потому просто невозможно удержать в голове все события, происходившие на протяжении месяца, проведенного нами в пути. Если бы не ведение путевых дневников, навряд ли нам удалось соотнести обстоятельства места и времени.
При прохождении паспортного контроля на российской стороне таможенники улыбаются, искренне интересуются целью нашего азиатского путешествия, с любопытством разглядывают цветастый автомобиль проекта “Hat Master”. Приятно встретить нормальное, живое человеческое общение, тем более по возвращении на Родину, а не дежурное и вечно подозрительное отношение на большинстве таможенных пунктов, что мы прошли за время путешествия. В наших паспортах появляется еще по два штампа о пересечении государственной границы Казахстана и России, всего их стало двенадцать (!) за неполный месяц. Хорошо еще что мы путешествуем по безвизовым странам, у некоторых из нас просто не хватило бы места для виз в паспорте. Россия встречает с улыбкой, легкой летней прохладой (+18*С вместо +46*С) и безнадежно разбитым участком дороги протяженностью километров 50, до Соль-Илецка. Подпрыгивая на колдобинах и объезжая по обочинам практически сошедший за давностью лет асфальт, мы, счастливые, направляемся в сторону дома, до которого отсюда еще 800 километров пути. Наблюдаем сцену: бульдозер старательно выравнивает обочину, идущую вдоль дороги, для того, чтобы автомобили могли ездить по ней! Зачем делать дороги, когда можно просто разровнять обочины? Но Россия огромна в сравнении с Казахстаном, будем надеяться на появление и в этих местах современного скоростного шоссе и нового таможенного терминала с красивой надписью: «Добро пожаловать в Россию!». Чтобы было хотя бы не хуже, чем у них…
Прибываем в маленький городок Соль-Илецк, благодаря стечению обстоятельств ставший центром оздоровительного туризма, люди едут сюда со всей России чтобы провести время на соляном озере, по составу воды практически не отличающимся от знаменитого Мертвого моря, что в Израиле. К сожалению, чтобы просто увидеть и сфотографировать озеро, нужно пройти через строгий контроль и электронный турникет, заплатив 100 рублей с человека. Нам это кажется слишком вычурным, отказываемся от затеи, ограничившись фото с аншлагом при входе на курорт. Городок не производит никакого впечатления, ни положительного, ни отрицательного, таких одно-, двухэтажных населенных пунктов в России пруд пруди, дороги - сплошные колдобины. Непривлекательный городок, тем не менее, наполнен туристами, многие из которых уже успели подрумяниться на южном солнышке, брюхатые мужики ходят в шлёпках и одних шортах, большинство – с пластиковой бутылкой пива в руке, отдыхающие медленно стекаются к единственному пропускному пункту, ведущему на вожделенные целебные воды.
С 1744 года в районе города началась промышленная разработка соляных копей и был основан посёлок соледобытчиков, в 1754 для защиты посёлка от кочевников была построена крепость Илецкая Защита. В 1865 поселению были присвоены статус города и имя Илецк, в 1926 город стал посёлком городского типа Илецкое, а в 1935 стал опять называться Илецкая Защита. В 1945 посёлок был снова преобразован в город, и получил современное название «Соль-Илецк». Главной достопримечательностью городка является небольшое солёное озеро искусственного происхождения, именуемое Развал, расположенное на юго-восточной окраине города. В месте, где ныне располагается озеро, раньше находилась гора Туз-Тюбе (по-казахски «Соляная гора»), которая представляла собой место выхода Илецкого соляного купола на земную поверхность. В 1754 году началась его промышленная разработка и к концу XIX столетия на месте горы вырос открытый карьер глубиной до 35 метров, длиной 300 и шириной 240 метров. В апреле 1906 года паводковые воды реки Песчанки затопили карьер, образовав озеро Развал площадью 6,8 гектаров с максимальными глубинами до 22 метров. В 1979 году грунтовые воды размыли восточный склон озерной котловины и рассол из нее хлынул в подземную полость, что в итоге привело к исчезновению озера, но уже к середине 80-х годов оно практически полностью восстановилось. Озеро Развал является одной из интереснейших достопримечательностей города Соль-Илецка, а о лечебных свойствах его вод и грязей известно далеко за пределами области.
Не найдя ничего привлекательного, мы без промедления садимся в автомобили и едем дальше, приняв решение завершить экспедицию сегодня, для чего придется преодолеть значительное расстояние. Выстаивается маршрут: Соль-Илецк – Оренбург – Бугульма - Альметьевск – Набережные Челны – Вятские Поляны. Впереди – много часов беспрерывного движения по дорогам и позднее прибытие домой. Мимо проносятся зеленые холмы, поросшие густой, сочной растительностью, ковыльные степи, аккуратные хутора и поселки, современные города с развитой инфраструктурой. Наше движение по России завершилось в час ночи прибытием в Вятские Полян
Находясь в пути почти 30 дней, с 14 мая по 12 июня, преодолев на автомобилях расстояние в 10700 километров, посетив четыре страны Средней Азии, мы выполнили все задачи, поставленные перед экспедицией, прежде всего, привезли уникальную коллекцию национальных головных уборов, отражающих самобытную культуру народов, населяющих Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан. Экспедиция благополучно завершена, впереди – кропотливая работа по изучению и каталогизации собранных музейных экспонатов, обработка базы данных, накопленных во время поездки, тысяч фотографий и видеозаписей.
Но главный результат экспедиции – это встреча с замечательными, добрыми и гостеприимными людьми, которые несмотря ни на какие противоречия, существующие на официальном уровне между странами и народами, сделали это путешествие прекрасным, ярким, запоминающимся.