День 8. Медео – Алматы – Чарынский каньон – Тургень

Ясное горное утро порадовало свежестью и прохладой, из-за пиков Тянь-Шаня в ущелье Медеу медленно проникали солнечные лучи; а мы уже собрались в дорогу, упаковали вещи в багажник автомобиля и направились на утреннюю прогулку вверх, до основания «лестницы на небеса» о 980 с лишним ступенях.

«Азиатское кольцо»

Пришлось, правда, отринуть мысль о том, чтобы вновь подняться вверх и насладиться видом с плотины, времени у нас на это уже не было. Валерий с Олегом делают утреннюю зарядку - комплекса упражнений, называемый «планка».

Связываемся с Русланом и его спутницей, договариваемся выехать в сторону каньона отдельно друг от друга и встретиться уже на месте. Несмотря на ранний час, туристы и спортсмены уже форсируют горные тропы, спеша насладиться утренней прохладой и кристально чистым воздухом, ощутить первые лучики солнца. Сегодня у нас запланировано посещение уникального природного объекта – каньона Чарын, расположенного примерно в 190 км. от Алматы, в направлении на восток, в сторону китайской границы. Путь туда неблизкий, но быть в Казахстане и не посетить такое место просто невозможно, потому вчера мы единогласно приняли решение отправиться в путешествие вглубь ущелья, являющего собой одно из природных чудес этой азиатской страны. По широкой федеральной трассе уходим из города на восток, движение на ней интенсивное, субботним утром люди спешат на базары, за город, на дачные участки. На протяжении всей дороги по правую руку нас сопровождают величественные горные вершины, искрящиеся снегами в солнечном свете, они доминируют над всей окружающей местностью, сверкая подобно острым зубам гигантской акулы, пытающейся схватить лазоревое небо без единого облачка, раскинувшееся над нашими головами. Погода сегодня стоит изумительная: ясно, тепло, но еще не жарко, дует прохладный ветерок, - все благоволит тому, чтобы окунуться в мир дикой природы. Делаем остановку для того, чтобы сфотографировать горную гряду, вид которой все время бередит душу, так хочется оказаться там, наверху, в царстве величественных пиков, и ещё – чуть ниже, на бескрайних альпийских лугах, поросших эфермерами – весенними цветами-первоцветами, покрывающими луга сплошным разноцветным ковром.

А еще там обязательно должны цвести эдельвейсы! Насладившись видом северной гряды Тянь-Шаня, замечаем на противоположной от трассы стороне шоссе большой рынок, решаем зайти и посмотреть, вдруг удастся найти на нем старинные или казахские национальные головные уборы. Олега, приметившего издалека этот блошиный рынок, не обмануло чутье коллекционера, и вскоре мы были вознаграждены серией весьма интересных новоприобретений. В России такие рынки существовали примерно 15-10 лет назад, когда ситуация в стране была близка к критической, население продавало все, что только можно, на подобных рынках без проблем можно найти любые поношенные, подержанные вещи. В последнее время они чаще оказываются на помойке, лишь некоторые – на полках антикварных магазинов. А в Алматы мы столкнулись именно с таким блошиным рынком, где торгуют все и всем. 

Так в нашей музейной коллекции появляется несколько красивых, расшитых вручную тюбетеек; одна из них происходит из г. Урумчи КНР, на фоне красного шелка – сложная орнаментальная вышивка золотой нитью. Еще пара тюбетеек имеют более скромный вид, но являются ритуальными, именно такие носят правоверные мусульмане Казахстана при посещении мечети. У веселого торговца с шапкой-зонтиком на голове, призванной защищать от палящих лучей солнца, приобретаем антикварные военные головные уборы: фуражку матроса Тихоокеанского флота и даже вполне хорошо сохранившуюся фуражку адмирала. Напоследок находим пилотку бойца армии уже не существующей страны – ГДР (Германская демократическая республика). Изрядно находившись по кажущимся бесконечными рядам с продающимся старьем, дабы не замылить окончательно взгляд, отправляемся в кафе, где к своему немалому удивлению обнаруживаем очень вкусную рисовую кашу с маслом, на молоке и зеленый чай. Все – очень качественно приготовлено, а цены просто радуют, на 120-130 рублей здесь можно очень сытно поесть. Судя по всему, шеф-повар китаец по происхождению, это видно по списку блюд в меню. Запоминаем это место в надежде когда-нибудь вернуться сюда вновь. Позавтракав, добыв несколько музейных экспонатов, продолжаем движение в сторону Чарынского каньона, до которого еще ехать и ехать. Горы, обладая поистине магическим притяжением, сопровождают нас все дальше и дальше, сквозь аулы с непременно пасущимися на высокой зеленой траве осликами, белостенными одноэтажными домиками, утопающими в зелени и тенистой прохладе.

«Азиатское кольцо»

В этой части Казахстана, в богатых растительностью предгорьях, дышится легко и свободно, душа радуется обилию зелени, цветов, вообще благоуханию природы. И, конечно, самым прекрасным украшением этих мест являются величественные горные вершины, длинным хребтом ограждающие юг Алма-атинской области от холода и непогоды. Во многих местах трасса реконструируется, ее расширяют до двух полос движения в обе стороны, судя по всему, это связано с укреплением партнерских отношений руководства страны с соседним государством-гигантом – КНР. Дороги и связь – основа развития техногенной цивилизации, потому этим аспектам здесь уделяют особое внимание. Совершив долги переезд по дорогам страны, мы обратили внимание на неоднородность развития разных ее областей, что продиктовано многими факторами, прежде всего геополитикой. 

Читайте далее

День 9. Тургень – Иссыкское озеро – Алматы (Казахстан) – Бишкек (Кыргызстан)

Начался очередной день нашей азиатской экспедиции в зоне отдыха «Тургень», возле форелевой фермы. Солнце с раннего утра припекает совсем по-летнему, а в номерах было прохладно. Все-таки, по ночам на склонах гор не жарко, днем воздух прогревается до 25*С. Мы встречаемся возле автомобилей, грузим вещи в багажник, после чего Валерий и Олег приступают к традиционной утренней зарядке прямо на автостоянке. За это время для нас готовят легкий завтрак, накрывают в уютной беседке; у нас завязывается разговор с одной из сотрудниц гостевого дома, рассказавшей, что работает здесь уже более 20 лет. База «Форелевое хозяйство «Тургень» специализируется на приеме иностранных граждан, сюда едут туристы из многих стран мира для того, чтобы ознакомиться с уникальной, нетронутой природой Тянь-Шаня. В Тургене в свое время отдыхал бывший президент СССР Михаил Горбачев вместе с руководителем Киргизской республики. С ее слов, высоко в горах находится элитная база отдыха для высокопоставленных лиц, куда несколько лет назад прилетали на вертолетах Президент России Владимир Путин и Президент Кыргызстана. 

Что привлекает столь именитых гостей в этих отдаленных местах? Конечно, природа Тянь-Шаня, удивительной красоты горы, покрытые вечными снегами, склоны их поросли реликтовыми лесами, с них текут в долины бурные, кристально чистые реки, в которых водится форель. Чистота воздуха, относительно небольшие высоты, комфортные для человека, близость крупного города Алматы с аэропортом и, конечно же, соленого озера Иссык-Куль. Это – далеко не полный перечень причин, почему стоит посетить Тургень. После легкого завтрака мы немного прогулялись до текущей рядом бурной речки, пейзажи вокруг действительно идиллические, к сожалению, недостаточно времени для более детального ознакомления с таким чудесным местом, нам необходимо двигаться дальше и продолжать экспедицию.

Выезжаем в сторону Алматы, по пути решаем заехать на одну из значимых достопримечательностей Алма-атинской области – Иссыкское озеро (не путать с озером Иссык-Куль). Расположено оно среди живописных гор на высоте 1700 м. над уровнем моря, от аула Исик дорога ведет в сторону горного хребта, сверкающего на солнце заснеженными пиками, проехав 12 км. по серпантину, на въезде заплатив экологический сбор, видим поразительной красоты картину: основания высоких, остроконечных гор, склоны которых поросли девственными хвойными лесами, лежит озеро с водой нежно-бирюзового цвета, окаймленное лиственными деревьями и каменистыми россыпями. Несмотря на ранний час на берегах озера уже есть отдыхающие, пока их немного. Оставив автомобиль на стоянке, спускаемся по каменистой тропе к воде; к сожалению, после сильных проливных дождей вода в озере временно стала мутной, но сохраняет свой бирюзовый цвет, связанный, скорее всего, с наличием небольших примесей минералов. Иссыкское озеро – хорошее место для однодневного отдыха, ко счастью, на его берегах еще не построены гостиницы и отели, оно сохраняет относительно нетронутый человеком вид за исключением асфальтированных парковок, лестницы и небольшой плотины поблизости. Проводим на фоне озера и окаймляющих его величественных гор фотосессию с флагами партнеров проекта «Азиатское кольцо», после чего вновь спускаемся в долину по единственной дороге, продолжаем движение в сторону Алматы. До самого густонаселенного в Казахстане города отсюда совсем недалеко, по пути заезжаем на тот блошиный рынок, что мы посещали днем ранее и где познакомились с женщиной, обещавшей предоставить для музея африканские головные уборы. К счастью, все получается, быстро находим нашу знакомую и приобретаем у нее три мусульманских головных убора, после чего, как и намеревались, заходим в кафе, где были вчера. Легкий перекус восстанавливает жизненные силы, а наличие кондиционера вдвойне приятно, потому что на улице становится совсем жарко, даже душно.

Температура воздуха сегодня +25*С, у всех разболелась голова, возможно, из-за резкого перепада давления, завтра ожидается изменение погоды, приход атмосферного фронта и сильные дожди. Подкрепившись, занимаем свои места в автомобилях и движемся в сторону Алматы, откуда выходим на федеральную трассу, ведущую в соседнее государство Кыргызстан. Ехать сегодня немного, чуть меньше 300 километров, но возможны задержки при прохождении таможенного контроля. Попадаем в длинную пробку на выезде из города, успеваем заехать на автомойку, чтобы привести автомобиль в надлежащее состояние (на полевых дорогах по пути к Чарынскому каньону автомобили покрылись плотным слоем пыли). Автомобильная пробка постепенно рассасывается, а мы любуемся специфическим восточным колоритом всего того, что происходит снаружи: множество автомобилей, бойкая торговля, постоянное движение людей.

Наконец трасса становится значительно свободнее, мы ускоряемся и продолжаем движение по превосходному скоростному шоссе, прямому как стрела. Один из самых протяженных прямых участков составил в длину более 25 километров. Слева от нас протянулся высокий горный хребет со снежными вершинами, у основания гор простираются обширные луга, сплошь покрытые цветами, в-основном, маками. Количество маков в предгорьях не поддается никакому описанию, их здесь миллиарды, вся долина превращается весной в один сплошной цветочный ковер. Останавливаемся, отходим на несколько метров от автомобиля и попадаем в царство множества алых соцветий; вплоть до горизонта склоны гор и предгорья покрыты этими яркими цветами. 

Читайте далее

Азиатское кольцо»