Чем ближе мы подъезжали к владениям Бабы-Яги – костяной ноги, тем глуше становились леса, ухабистее дороги. Свернув с главной федеральной трассы, едем как по старинной гладильной доске в сторону села Грахово, центра одноименного района, по пути озадачиваемся вопросом, куда дальше сворачивать, так как навигатор в очередной раз выдает противоречивые результаты поиска. В одной из деревень, изредка встречающихся на нашем пути, видим стоящих подле дороги жителей, останавливаемся и интересуемся у них, задав естественный, судя по всему, в этих местах вопрос:
- Здравствуйте, до Бабы-Яги нам как доехать отсюда?
- Яга недалеко живет, вам надо в Грахово свернуть направо у больницы, и по грунтовке – на Котловку, там у дороги метлу ее увидите, - улыбаясь, отвечает женщина, - довезете может нас до села?
- Спасибо за помощь, мы бы довезли, только вот машина полная (нас четверо), - говорит Олег.
- Ну хорошо, езжайте пока прямо, не заблудитесь, - загадочно произносит женщина.
После села действительно обнаружилась грунтовка, и в тот же миг тяжелые, свинцового цвета тучи, висевшие поодаль над горизонтом, разразились ливневым дождем, сверкнула молния, в небе гулко грохнул гром: первая в этом году весенняя гроза! Глина вмиг намокла, дорога стала скользкой. Пробираемся по единственной наезженной колее, стоит выбраться из нее, и автомобиль начинает возить и крутить из стороны в сторону на ставшей липкой красной глине.
Дорога становится все более экзотичной, для российской глубинки скорее аутентичной: одна колея, кругом – непролазная глина, и, если впереди встречное авто, приходится проявлять недюжинное терпение, чтобы хоть как-то разъехаться. Справа от дороги и впрямь видим забавную композицию из дерева, на ней – надпись: «Баба-Яга», над которой устремляется вверх характерная метла. Чуть поодаль, уже при въезде в деревню – наизабавнейшая деревянная скульптура, на ней – Яга в образе Статуи Свободы, вместо факела держащая в руке метлу. Такой поток креатива нечасто встретишь на российских просторах. Добираемся мы до Котловки, вновь теряем направление и едем прямо, чуть не упершись в реку, здесь уже явно окраина. Деревенька сама по себе совсем небольшая, зато есть магазин, детский сад и даже школа. Так что, жители не чувствуют себя полностью отрезанными от большой земли, как во многих других российских деревнях, доживающих свой долгий век на бескрайних просторах страны.
Между тем дождик прекратился, во весь горизонт раскинулось голубое небо, отгоняя в сторону Ижевска медленно наступавший грозовой фронт. Еще несколько минут, и из-за туч вышло яркое вечернее солнце, осветив загадочную деревеньку вместе с «Резиденцией Бабы-Яги» (именно так называется место жительства сказочного героя). Стоит упомянуть о том, что главная российская Баба-Яга проживает в селе Кукобой Ярославской области, есть резиденции этого популярного сказочного героя и в других регионах России. На самом деле, персонажей со сходными свойствами водилось на Руси немало, ведь каждый лес, по поверьям наших дальних предков, был населен как всевозможной нечистью, так и добрыми волшебниками, помогавшими заблудшим людям. Потому наличие нескольких Бабок-Ёжек не является несуразным. В каждом регионе – своя история об этом персонаже, олицетворявшем собой как отрицательные, так и положительные качества, о таинственной бабе (на Руси - уважительное обращение к имеющей детей матери, продолжательнице рода), ушедшей по старости от мирской жизни, практикующей знахарство, ведовство (знание высших основ мироздания), впоследствии в христианской народной традиции трансформировавшихся в колдовство, темные магические ритуалы, заговоры, порчу и т.д. Вместе с тем, Бабайка — фантастическое существо; старуха, которая пугает детей. По сообщению В. Даля, «детей пугают бабайкою, старухою», «тут сходятся производные от «бабы» и от «бабая» (Даль).
Происхождение слова «Яга» до сих пор остается спорным и не имеет однозначной трактовки. (Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; - загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами, древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души. Русский этнограф Н. Абрамов в середине XIX века высказал предположение, что слово «яга» происходит от названия верхней одежды («яга» или «ягушка»), которую носили всегда шерстью наружу. Такая одежда в мифологии древних славян являлась обязательным атрибутом «нечисти». Этимология Бабы-Яги, возможно относится к санскриту, и имеет перевод не иначе как «йагья» - жертвоприношение, а слово «баба» с ударением на последний слог переводится как «отшельник». Возможно - "Яга" происходит от санскритского "ahi" – змей. В том, что Баба-яга костеногая (т.е. по сути одноногая), исследователи видят ее сходство с образом змеи.
Существует множество и других версий происхождения имени этого сказочного персонажа.
Итак, мы подъезжаем к широким резным воротам, на которых красуется надпись: «Резиденция Бабы-Яги». Вместо ручек на дверях – деревянные колеса, рядом стоит резная красавица с керосиновой лампой в руке и отрешенно смотрит в пространство будто заколдованная. На территории возле дома Яги – множество застывших в деревянных скульптурах персонажей, тоже как будто зачарованных. Здесь медведи, запряженные в телеги, богатыри, огромные грибы, лесные человечки, Леший, чуть поодаль – сказочный домик самой обитательницы этих мест, рядом с ним – коряга с лосиным черепом да транспортное средство Яги – ступа. Сама хозяйка тоже увековечена в дереве, в руках держит она увесистую метлу, поодаль застыла на ветви сова…
Впрочем, в резиденции Бабы-Яги не оказалось сегодня, сотрудники сообщили нам, что улетела она с утра в Ижевск по какой-то надобности, да вот все никак не вернется, видать погода стоит нелетная, первая весенняя гроза пришла. И впрямь, добраться до областного центра отсюда непросто, расстояние немалое что в ступе лететь, что по глинистым дорогам ехать.
В любом случае, почти в каждой резиденции сказочных героев мы встречались с образом Бабы-Яги, потому не предаемся разочарованию, а начинаем знакомство с обширным хозяйством, в которое входит пара просторных домов, две избушки-на-курьих-ножках самой Яги, одна – на территории центра, вторая, «загородная» - на берегу реки Яги (такое название носит крохотная местная речка). Еще здесь много разнообразных строений, есть веранда для проведения детских спектаклей и праздников на открытом воздухе, целый парк деревянных скульптур.
Помощницы Бабы-Яги передали нам от нее подарок – характерный головой убор в виде повязанного на лбу платка с копной седых волос. Еще один, уже одиннадцатый по счету экспонат «сказочной» коллекции. По уже сложившейся традиции Олег презентует резиденции этого мистического героя многих русских народных сказок фирменную шапку экспедиции “Hat Master” и рекламно-информационные материалы о городе Вятские Поляны и Музее головных уборов народов мира «Дом шляп». Обменявшись подарками, знакомимся с избой; на стенах представлена объемная выставка резных изделий из липы. Резьба по дереву, судя по всему, в большом почете у Бабы-Яги, местным мастерам действительно есть чем удивить взыскательных туристов. Повсюду на стенах красуются крупные композиции, выполненные по мотивам русских сказок, по библейским сюжетам.
На импровизированной сцене установлены необычные барабаны, судя по всему, изготовленные по старинной технологии. Ко счастью, рядом находится невысокий парнишка по имени Сергей, именно он вместе со своим товарищем мастерит музыкальные инструменты, играет на них, а также занимается резьбой по дереву. Просим его немного рассказать о каждом виде барабанов, представленных здесь, а также при возможности продемонстрировать, как на них играют. Сергей показывает необычный «барабан», скорее напоминающий стиральную доску с двумя ручками, при помощи палочек-колотушек он высекает дробь на этом инструменте, причем тональность регулируется силой и местом удара палочек по доске. Следующие два барабанчика он также смастерил собственноручно, они немного больше похожи на привычные нашему взгляду ударные инструменты. И, наконец, очередь доходит до больших, красочных барабанов, установленных в ряд на сцене, они дают гулкий, раскатистый звук, наполняя помещение мощными звуковыми вибрациями. Сзади на кронштейне подвешены резные дощечки и перевернутые вверх дном крынки разного размера, которые также являются своеобразными ударными инструментами. Наблюдаем с удивлением за игрой человека-оркестра, а затем дружно аплодируем Сергею. Отвечая на наши вопросы, он рассказывает о том, как изготавливаются барабаны, используются они во время проведения мероприятий, в теплое время года – на улице, аккурат напротив избушки Бабы-Яги, получается необычное дополнение к сказочному образу, надолго запоминающееся заезжей детворе.
После сувенирной лавки, в которой, как и положено у Яги, повсюду висят пучки целебных трав и грибов – ингредиентов для волшебного зелья лесной колдуньи, среди них – многочисленные поделки в виде избушек-на-курьих-ножках и самой Яги, летящей в ступе, с метлой в руках, выходим на улицу, наслаждаясь ярким солнцем, радующим в этот предвечерний час. Сергей предлагает провести нас тропой сказок к самому культовому месту резиденции, к избушке Бабы-Яги, находящейся на одноименной речке. Мы направляемся к окраине деревни, подле которой начинается густой кустарник и сразу за ним – дремучий сказочный лес. Доживающая свой долгий век деревенька остается позади вместе с пустующими домиками, покосившимися, готовыми вот-вот упасть, но упорно стоящими в ожидании своих почивших либо навсегда уехавших жителей. На ветвях безлистых могучих берез весело голосят птицы, впереди слышно журчание воды. Перед тропой – большой камень с надписью «Яга» и, естественно, верстовой столб с указателем: «Налево пойдешь – богатым станешь, направо пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – погибель найдешь». Но у нас ситуация безвыходная, потому идем прямо, к речке Яге.
- Почему-то налево никто у нас не ходит, - шутит Сергей, - никто богатства не хочет, наверное.
- И впрямь странно, все идут на погибель верную, к самой Бабе-Яге, ну и времена настали нынче, - поддерживаем его мы, направляясь по тропе, вдоль которой – сплошь сказочные герои, запечатленные в дереве, как будто зачарованные, стоят, сидят и смотрят на нас своими выпученными глазами. Здесь персонажи сказок «Репка», «О рыбаке и рыбке», фигуры русских богатырей, лешего, Кощея Бессмертного… У реки – высокие сказочные ворота с висящими по обе стороны «ловцами снов», это уже элемент культуры североамериканских индейцев. Речка совсем узкая, даже в пору разлива ширина ее метра 3-4, не более.
- Половодье уже заканчивается, вода нынче высоко стояла, почти все здесь было затоплено еще пару дней назад, - говорит Сергей.
- Понятно теперь почему Баба-Яга в город подалась, ждет, когда изба обсохнет и дорога будет к ней. - Смеемся мы, подходя к очень живописной избушке, приютившейся на поляне среди густых зарослей деревьев и кустарника, заглядываем внутрь. - Уютно тут у неё, все для жизни имеется, даже печка и сундук, можно жить посреди леса.
- Если выживете конечно. - Загадочно намекает Сергей, как-то подозрительно улыбаясь. – Я месяцами в лесу живу, привычно уже.
Тут мы понимаем, что не все так просто, места здесь глухие, заколдованные, да и Баба-Яга хотя и прячется сегодня где то, дух лесной старухи витает повсюду, вот и кости чьи-то лежат возле кострища… Надо бы отсюда ноги уносить подобру-поздорову.
Что мы в конце концов и делаем, как говорится, «в гостях хорошо, а дома лучше».
Благодарим Сергея и его коллег за знакомство с резиденцией Бабы-Яги, садимся в ставший совершенно грязным снаружи “Toyota hilux” и направляемся обратно, только на сей раз решаем ехать не через Грахово, а напрямую, в Вятские Поляны, отсюда это около 90 километров по очень непростой дороге.
С кочки – на кочку, автомобиль послушно несется по вятско-удмуртскому бездорожью, унося нас навстречу заходящему солнцу, в Вятские Поляны, где вскоре откроется новая музейная экспозиция, повествующая о самых популярных героях русских народных сказок, головные уборы которых мы собирали в ходе двух экспедиций, посетив несколько регионов России, лично познакомившись и с самими сказочными персонажами, и с руководителями резиденций, получив бесценный опыт взаимодействия, наладив связи со «сказочным» сообществом. Разумеется, интерес наш не случаен, связан с вполне серьезным проектом, рождающимся на вятской земле, но лучше «семь раз отмерить – один раз отрезать». Потому изучение этой необычной темы, ставшей сейчас очень популярной в России, поможет нам в разработке и осуществлении нового проекта, презентация которого состоится в начале августа нынешнего года во время проведения в Вятских Полянах «Фестиваля шляп». Как говорится, «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».