Директор межрегионального консалтингового агентства «Лига PR»,  коуч Международной школы бизнеса Московской торгово-промышленной палаты и постоянный участник игры «60 секунд».

Игорь Крымский

Что такое Игра?

Кажется, задавая этот простой вопрос, я рискую нарваться на несколько десятков тысяч версий. Ибо очень мало осталось на планете Земля разумных существ, которые хоть один раз в жизни не играли хотя бы в одну Игру. Знающая всё на свете «Википедия» считает, что Игра – это вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в её результате, так и в самом процессе. А еще, по мнению «Википедии», Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий. Можно ли подвести это определение под всеми любимую интеллектуальную игру «60 секунд»? И в чём заключаются секреты ее триумфального шествия по городам России и привлечения в свои ряды всё большего количества участников? Попробуем разобраться, в чём тут дело.

Сначала немного истории. Идея первых публичных интеллектуальных игр принадлежит мэтру отечественного телевидения Владимиру Ворошилову, который еще в 1969 г. создал один из первых захватывающих игровых проектов под названием «Аукцион». Затем, 4 сентября 1975 г., на свет появляется первый выпуск легендарной игры «Что? Где? Когда?» и, наконец, в 1990 г. из-за бешеной популярности клубов знатоков во всей стране, которые по численности намного превосходят рамки телепередачи, выходит массовый проект «Брэйн Ринг», позволяющий примерить на себя образ знатока-эрудита практически всем желающим.

Иными словами, сама тема интеллектуальной игры входит в моду, а участники этих игр становятся представителями некоей «элиты». Кстати, тот же Ворошилов в начале 90-х гг. прошлого века, давая к игре «Что? Где? Когда?» приставку «элитарный клуб», подчеркнул жесткое правило отбора в проект по так называемым «признакам интеллекта», которые предполагали наличие у игроков таких качеств, как широкие энциклопедические знания, умение найти правильное решение в стрессовой ситуации в максимально короткий срок (ныне – дедлайны), умение работать в команде (командообразование, тимбилдинг) и т.д.

Таким образом, быть «знатоком» становится не просто модно, а уже «элитарно», т.е. теперь ощущается своя принадлежность к «высшему обществу» со «всеми вытекающими отсюда последствиями»… Не секрет, что в последнее время в России с каждым годом интеллектуальных игр становится всё больше и больше. Ответом на вопрос, что является двигателем их популярности, может стать относительно новый термин: наличие «моды на интеллект». Попробуем разобраться в этом термине.

Игра 60 секунд

Лет десять назад в «Парламентской газете» я прочел программную статью Нобелевского лауреата 2003 г. в области физики Виталия Гинзбурга, которая называлась «Пора формировать моду на интеллект».

В ней автор выразил серьезную озабоченность в связи с тем, что наши системы образования и труда перестали воспитывать и поддерживать интересы индивида к его творческой самореализации, хотя бы на небольшой период. «Нужно и можно заново сформировать в обществе моду на интеллект», – заявил выдающийся отечественный физик. За это время формулировка «мода на интеллект» успела войти в жизнь, и даже стать девизом нескольких проектов, привлекших к себе внимание определенной части общества и власти (раскрученный пример – проект «Сколково»). При этом термин «мода» можно рассмотреть не как сиюминутное увлечение, не как кратковременное веяние, а как установку на определенную ценность (в данном случае на интеллект, творчество и успех), которую необходимо формировать с учетом постоянно меняющейся социальной обстановки с помощью современных средств массовой коммуникаций и рекламных технологий. В этом и заключается еще один секрет популярности интеллектуальных игр, которые хотя бы на мгновение дают почувствовать себя целеустремленным, активным и инновационно мыслящим, т.е. будучи «знатоком», за минуту примерять на себя образ исследователя, изобретателя, предпринимателя и т.д.

Кстати, здесь же во время игры в участнике команды, т.е. менеджере, нацеленном на выполнение четко сформулированной конкретной задачи, могут обнаружиться и задатки лидера-организатора, «решателя больших проблем», человека с новым видением, способного создавать масштабные новаторские идеи и проекты, воодушевлять и вести за собой людей, формировать эффективные команды.

И всё это дает игра «60 секунд»? Конечно! И это тоже ответ на вопрос о феномене ее популярности! Вдумайтесь, уважаемые коллеги! Игра «60 секунд» даёт тренд на Интеллектуальность. Конечно, в «моде на интеллект» есть и свои издержки: тут и неизбежный снобизм, и кружковщина, и самодеятельность. К тому же, в любом российском городе сейчас гораздо больше праздных заведений, которые за последние 20 лет заменили почти все среды, где могли собираться и творить интеллектуалы, и есть риск, что тема интеллектуальной моды рано или поздно себя изживет. Но пока этот тренд жив, у нас есть возможность его сохранить, привлекая параллельно новых участников процесса. Ведь в нашем сознании неразрывно связаны такие понятия, как Успех, Ум, Творчество, Уникальность, Будущее. А это и есть мода на интеллект, основа общественной идеологии цивилизованного творческого успеха, источник пассионарности, общественной энергии, которая так жизненно необходима нам для собственного саморазвития.

Вперед, надо успеть сделать ЭТО за «60 секунд»!