Наша экспедиция начинается с посещения совершенно уникального места, созданного на Вятской земле сотрудниками Центра активного отдыха «Летучий корабль».

Экспедиция

Называется это чудо-место «Заповедник сказок»!

И действительно, пересекая реку Вятку по «старому мосту» и повернув на поросшую густым лесом пойму, мы по слегка потянутой весенней распутицей дороге выезжаем в царство матушки-зимы, где по утреннему насту скользят счастливые лыжники-одиночки, на могучих соснах весело чирикают синицы и воробьи, а высокие сугробы сверкают на ярком солнце бесчисленными ледяными кристалликами. Лес становится всё гуще, деревья – выше, синие мартовские тени скрывают многочисленные пни да коряги… Сказка приближается, мы ощущаем свое присутствие в ней, особенно когда проезжаем под высокими деревянными воротами с таинственной и многообещающей надписью, гласящей «Заповедник сказок».

На входе нас встречает Ольга Анатольевна Лобастова, директор центра активного отдыха «Летучий корабль» (мы заранее договорились о посещении «заповедника» в сопровождении самого главного человека, неиссякаемой энергией которой создана это сказочная страна в непосредственной близости от города Кирова). Ольга Анатольевна приглашает нас пройти по узкой тропинке в густой сосновый бор, где среди деревьев да пней уже угадываются знакомые из далекого детства, из любимых детских книг-хранителей сказок, силуэты избушки на курьих ножках, чудо-печи, да много что ещё… Как говорится, чем дальше – тем интереснее, таинственнее, загадочнее. Вдруг из Чудо-печи, из самой ее трубы появляется не кто иной как Баба Яга, и вопрошает нас своим старушечьим голосом:

- Вы пошто сюды припёрлися, добры молодцы? Поди потеряли чаво?

Экспедиция
Мы от неожиданности аж вздрогнули:

- Здравствуй, Бабушка Яга, не видала ль ты Кикиморы вятской, ее мы ищем в твоем глухом лесу? - Вопрошаем мы.

- Кикиморы говорите…а я чем вас не устраиваю, я так то ашо ничё, - не сдается старуха, прихорашиваясь и спускаясь между тем с печи на сугроб, - а какое у вас к ней дело есть, может и я смогу чем помочь?

- Шапку нам Кикимора обещала свою, в музей, в Вятские Поляны-град, детишкам показывать да о вашем сказочном лесе и его жителях рассказывать, - ответствует Олег.

- О, шапок то и у меня не счесть, дайте ка я вам сейчас покажу кое-что, может и Кикимора не понадобится вовсе, к тому же она зимой всегда крепким сном спит, не добудишься иной раз коли надо чё, - говорит Яга, а сама загадочно поглядывает на нас, а затем открывает печь и извлекает из неё сказочную шапку-невидимку, - така шапка пойдёт или ищо каку поискать?

- Спасибо, Бабушка Яга, шапка и впрямь хороша, но на Кикиморе вроде другая была в прошлый раз, не её это шапка, - отвечает Олег.

- Ох ведь, и впрямь не та, дайте ка ищо посмотрю, может куда завалилася, - Яга шарит костлявой рукой в печи и извлекает ещё две шляпы, одна другой необычнее.

- Хороши у тебя шапки, да все – не те, не Кикиморы они, других сказочных героев, - говорим мы.

- Ну…видать, дело сурьёзное, тудока без подруги моей, Кикиморы болотной никак не разобратися, - шепелявит Яга и тотчас же ставит нам условие, - только к ней я вас не поведу пока испытания не пройдете, я же совсем вас не знаю, что за молодцы да откуда такие в нашем лесу приблудилися.

Экспедиция
Пройдя испытания, состоявшие из потешных конкурсов по закидыванию валенка с большого расстояния в сундук, по удержанию волшебного яйца Курочки Рябы на тонкой палке, мы получаем-таки приглашение пройти в волшебный, просторный дом на курьих ножках, а в нем тепло и уютно, по стенам вещи сказочные развешаны, лавки и сундуки стоят, а в углу, с кровати среди тины зеленой да трав болотных мирно спит, похрапывая, сама вятская Кикимора. Вовсе и не страшная, как ее в сказках описывают, а вполне себе симпатичная, молодая и даже красивая. В тине конечно, в водорослях вся. На то и Кикимора, нечисть всё-таки болотная.

- С осени спит, не добудиться сразу, - заключает Яга, - но она у нас музыку любит очень, вот вам музыкальные инструменты, давайте вместе сыграем что-нибудь веселое, глядишь – и разбудим прынцессу нашу болотную.

Начинаем музицировать-импровизировать, Кикимора ворочается, но не просыпается, видать и впрямь крепко спит. Стараемся играть громче и веселее, и вот наконец спящая потягивается и начинает с кровати вставать.

- Вы внимательно смотрите, с какой ноги она встанет, важно это: коли с правой – быть весне ранней, ясной да теплой, а коли с левой – жди весну позднюю да дождливую, слякотную. Ой, лико, с правой встала! Радость то какая! – Развеселилась Яга и похвали всех за удачное музицирование.

Добудившись вятской Кикиморы, мы тотчас же представились ей и изложили цель нашего прибытия в сказочное царство, чему она ничуть не удивилась, а скорее наоборот, обрадовалась.

- Ох, да я вам самую любимую свою шапку отдам, пусть детишки порадуются, поди никогда не видали они шапки то кикиморской, пущай в музее лежит, хоть обо мне будут помнить да вспоминать чаще. На болота то глухие, где я живу, нечасто ныне молодёжь заглядывает, а сюда вот идут-идут и летом, и зимой, даже и поспать иной раз некогда, - ответствует нам проснувшаяся красавица болотная и протягивает свой головной убор – венок, искусно свитый из трав болотных-приворотных, ягод диких, сучьев да коры древесной.

- Спасибо, Кикимора, за щедрый подарок музею головных уборов, а мы тоже не с пустыми руками пришли в сказочный лес, - говорит Олег, - и дарит вятскому сказочному бренду символ кругосветной экспедиции “Hat Master”, красочную шапку-треуху, разработанную и изготовленную специально для проекта кировской компанией «Мехико». Вслед за тем, повествуя об открывшемся в Вятских Полянах музее головных уборов народов мира, он передаёт Кикиморе пакет информационных изданий, рассказывающих о музее и экспедиции.

Вятская Кикимора с интересом принимается примерять обновку, позируя нашим корреспондентам и не отрываясь от своего отражения в зеркале. Все-таки пусть и нечисть болотная, а всё же дама, приодеться да прихорошиться всегда рада.

- Вы в нашем волшебном лесу случаем ещё не блудились? – Загадочно спрашивает Баба Яга.

- Как же мы, по-вашему, здесь очутились, - не растерявшись, отвечаем мы.

- Это хорошо, иначе нас и не найти бы вам, - радуется старуха, - теперь, если интересно это вам, мы с подружкой-Кикиморой можем показать вам самые глухие уголки сказочного царства, у нас много таких есть, люди подолгу блудятся. Многие и не возвращаются из сказки вовсе.

Мы с радостью соглашаемся, и в сопровождении двух лесных жительниц Бабы Яги да Кикиморы, идем в зимний лес, который, впрочем, на самом деле становится всё темнее и гуще. Все здесь волшебное: пни да коряги болотные, вот среди них стоит огромный, метра 4 в высоту Меч-Кладенец.

- Илья Муромец его в землю воткнул в сердцах, с тех пор так и стоит это меч, никто вытащить не может. Может и вы попробуете его поднять, глядишь – богатство несметное подвалит, - шутит Кикимора.

Честно пытаемся вытащить Меч-Кладенец, он лишь слегка качается из стороны в сторону, но ни на миллиметр не поддается.

- Тяжел, это надо всем сказочным героям собраться и вытаскивать, - отвечаем.

- Да пытались уже, но где же нам справиться, это только одному Илье Муромцу под силу. Вот не обронил бы он меч – и проблемы бы не было, а так все пытаются его вытянуть, да лишь силы зря тратят, - сетует Баба Яга.

Вот и царство Кощея бессмертного показалось, и сам он, костлявый, сидит в глубокой думе у сундука с несметными богатствами. Чахнет… Баба Яга крутится-вертится рядом с Кощеем, то присядет к нему, то отойдет подальше.

Экспедиция

- Поговаривают, любовь у неё с Кощеем безответная, да он только богатством своим, золотом да каменьями самоцветными интересуется, - шепчет нам Кикимора.

- Ну вот ещё, какая такая любовь, - возмущается Баба Яга, видать, услышав ее чутким старушечьим ухом, - вон он какой старый, кости одни остались и кожа, я же ещё молода да хороша собой, правда ведь, недавно третью сотню лет разменяла…а может четвертую…да ну, не помню уже, склероз. Да какая разница?

- Хорошо-хороша ты, Яга, тебе бы кого помоложе и поупитаннее найти, - веселимся мы.

- А может из вас кто останется, я гостей люблю, щедро угощаю, баньку истоплю, зелья наварю (приворотного), - подмигивает нам Яга.

- Знаем мы про твое зелье, вон уж мухоморы на крыше избушки выросли, да и ходят слухи что ты добрых молодцев на лопату – и в печь.

- Да мало ли что говорят, это всё слухи, сказочники напридумывали.

Мы долго ходили по «Заповеднику сказок», узкие тропинки петляли среди удивительных замков, дворцов, заводили в глухие, потаенные уголки девственного леса, и образы героев добрых сказок, приходящие из нашего детства, постепенно всплывали в памяти, приглашая в увлекательное внутреннее путешествие куда-то далеко-далеко, к истокам великой древней цивилизации, когда люди жили в полной гармонии с природой, их мир был наполнен красотой, добром и мудростью. И даже нечисть лесная и болотная предстает перед нами совсем в другом свете: не такие уж они и коварные, если с ними по добру-по любви общаться, могут и помочь в делах житейских, вывести заплутавшего путника из леса. Главное – иметь добрую душу и открытое сердце – и тогда тебе будут открыты все сказочные двери, и не пропадешь ты нигде, даже в самом заколдованном лесу.

Но это еще не всё!

В «Заповеднике сказок» множество зимних горок, с которых можно кататься на «ватрушках» и специальных «коврах-самолетах», что мы с преогромным удовольствием и сделали.

- Не боитесь ехать то, кто знает, куда по льду занесет, к какому Лешему, - шутит Баба Яга.

- Да ничуть, - отвечаем мы и тотчас же с веселым смехом стремительно сигаем вниз с высокой ледяной горки. Чувство полнейшего восторга появляется тотчас же, достаточно скатиться с любой из горок. Вмиг забываешь об всем на свете, когда несешься с такой высоты по гладкому льду. Кикимора увлекает нас на все более высокие горки, меняем «ватрушки» на «ковры-самолеты», и с ещё большей скоростью мчимся по замысловатой ледяной трассе в клубах снега. Действительно, прекрасное место для отдыха с детьми от городской суеты, замечательно что есть такое в черте полумиллионника Кирова.

Вдоволь насладившись катанием на горках, делаем общий снимок с Ольгой Анатольевной, хозяйкой «Заповедника сказок», с его жительницами Кикиморой Вятской и Бабой Ягой, и вот мы уже сидим за столом в просторной горнице, обсуждаем перспективы сотрудничества в продвижении наших проектов. Место это пользуется большим спросом среди жителей Кирова и области, здесь также бывает много гостей из других регионов России и многих стран мира. Ежегодно, в мае месяце, в нашем регионе устраивается веселый праздник – «Всемирные сказочные игры», на который съезжаются почетные гости, сказочные герои не только из России, но и из стран Западной Европы. Мероприятие это стало традиционным и приобретает все больший масштаб, а Вятская земля стала полноправной участницей глобального процесса объединения людей из разных городов и стран.

Не хочется уезжать из столь сказочного места, но у нас впереди еще долгая дорога, сегодня предстоит преодолеть 600 километров по дорогам русского Севера, проехать по территории Кировской области, республики Коми и завершить день остановкой на Архангельской земле, в селе Яренске, еще совсем недавно ничем не примечательным, ставшим известным благодаря Матушке Зиме, персонажу русских народных сказок. По преданию, именно здесь когда-то, в стародавние времена у Деда Мороза и вьюги студеной родилась дочка по имени «Зима». Как все было на самом деле, мы сможем узнать совсем скоро.

Экспедиция

С огромной благодарностью за радушный прием расстаемся с хранительницами «Заповедника сказок», и под ярким весенним солнышком начинаем движение на север, в края вечных льдов. Вскоре трасса становится совсем пустынной, сплошной поток автомобилей почти иссякает, а мы мчимся прямо на север, по трассе Киров-Сыктывкар, через 400 километров нас встретит легким морозцем и яркими звёздами столица республики Коми. По мере приближения ночи температура воздуха опускается все ниже и ниже, из вятских весенних луж мы попадаем в 15-градусный мороз, который с каждым часом усиливается.

Поздно вечером добираемся до границы с Архангельской областью, а затем – до села Яренск. Завтра состоится знакомство с резиденцией местного сказочного героя Матушки Зимы. Зима действительно вернулась вновь, судя по трескучему морозцу. Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…