Париж (Франция)

Ранним утром мы поменяли отель и оказались значительно ближе к историческому центру города. Выяснив как нам добраться до Эйфелевой башни на стойке крохотного отеля, затерявшегося в глубине жилых кварталов, мы, оставив машину на парковке, отправились в самостоятельное путешествие. Метро здесь совсем неглубокое, но весьма разветвленное, количество линий сопоставимо с таковым в Московском метрополитене. Ориентироваться в парижской подземке совсем несложно, достаточно внимательно смотреть на размещенные повсюду указатели, и вы никогда не заблудитесь среди этих лабиринтов. Мы не без усилий приобрели в автомате проездные талоны, для покупки которых нужно вводить номера линий и еще какую-то информацию, но есть и проездные на один, два, три дня и т.д.

Минут через 15 мы уже выходим наружу и, судя по количеству туристов, понимаем, что попали в нужное место: вот он, главный символ Парижа – башня архитектора Эйфеля или, как ее любя называют парижане «старушка».

Париж

Грандиозное сооружение в стиле конструктивизм расположено в самом выигрышном месте, посреди обширных открытых площадей, протянувшихся по обоим берегам реки Сены, у башни необычная история и непростая судьба. Изначально проект Эйфеля, выставленный на конкурс, объявленный властями Франции по поводу очередной Всемирной индустриальной выставки, хотя и одержал победу как самая бредовая и оригинальная из числа предложенных идей, не был поддержан финансами.

Эйфелева башня

В ответ на отказ городских властей осуществить финансирование строительства нового чуда света – 300-метровой башни в историческом центре Парижа архитектор не растерялся и предложил оригинальный и смелый вариант, выразив готовность построить башню за свой счет при условии возврата одного процента от стоимости продаваемых на нее билетов. Власти города согласились, не особо веря в реалистичность столь смелой идеи, которую критиковали, уверяя, что башня упадет еще во время строительства.

Но Эйфель не только смог возвести самое грандиозное для своего времени сооружение на Земле, на что потребовалось всего два года, но избежал аварий и человеческих жертв во время монтажа башни, утвердившей конструктивизм как ведущий архитектурный стиль начала новой, индустриальной эпохи. Башня стала гвоздем программы во время работы международной выставки, ни одна страна мира не могла предложить что-либо сравнимое по масштабам с реализованным замыслом Эйфеля. А ведь в числе проектов, представленных конкурсному жюри, была даже гигантская гильотина как символ Франции!

Париж

К счастью, построили башню, а не гильотину. Изначально предполагалось, что гигантский экспонат выставки будет стоять два года, а затем его демонтируют, но и тут Эйфель предложил удачный вариант с целью сохранить свое творение – на ней установили антенны ставшего популярным радио, и башня стала выполнять чисто практическую функцию, с нее осуществлялась трансляция радиопрограмм по всему Парижу и пригородам. Теперь уж точно у городских властей не поднимется рука снести столь эффектное сооружение. Конечно, было много критики что де башня ужасна, уродует исторический центр города, где сплошь одни дворцы, крепости да соборы, но здравый смысл восторжествовал, благодаря чему мы до сих пор, спустя более века можем не только любоваться гениальным творением архитектора Эйфеля, но и подняться на скоростных лифтах на 280 м над землей для того, чтобы насладиться панорамой Парижа.

Париж

Естественно, мы не могли упустить такую возможность, пусть это нам и стоило четырех часов стояния в бесконечных очередях (желающих попасть наверх было более чем достаточно, к тому же в выходные дни), поэтому, запасшись терпением, мы встали в длинную очередь, зигзагами вьющуюся у грандиозного основания башни. Через 2,5 часа мы сели в лифт, который поднял нас на второй уровень, расположенный на высоте 115 метров. Здесь предстоит пересадка на другой, уже вертикальный лифт, который поднимет на верхнюю смотровую площадку, смонтированную на высоте 276 м. Виды отсюда открываются изумительные, и особенно повезло нам с погодой, благодаря чему удалось разглядеть не только старую часть города, но и все новостройки и пригороды огромного Парижа.

Париж

На площадках – толпы людей всех цветов кожи, говорящих на разных языках мира, но никто не спешит, все терпеливо ждут своей очереди на спуск или подъем. Нет давки, хотя и очень тесно – построенная в самом конце XIX века, башня не была рассчитана на прием такого количества туристов. В последнее время здесь производится много усовершенствований, не меняя внешнего облика сооружения, вносятся различные изменения в расположенные наверху сервисы, монтируются смотровые площадки с прозрачным полом и стенами, ресторан, сервис-центр и т.д. Находясь наверху, можно воспользоваться установленными на ограждениях телескопами, банковскими услугами, кафе, баром, рестораном.

Париж

Находясь на высоте 276 метров и созерцая панораму Парижа, мы выпили по бокалу шампанского за Францию, которая явилась последней из всех стран континентальной Европы, где нам удалось побывать в ходе кругосветного путешествия. Обратный путь оказался значительно проще: очереди стали поменьше, во второй половине дня количество желающих побывать на башне уменьшилось в разы, и вскоре мы уже валялись на аккуратно постриженном газоне Марсова поля среди тысяч отдыхающих, нежась в лучах яркого майского солнышка. Эйфелева башня, сейчас уже более близкая, как старая, добрая знакомая убаюкивает нас, глядя с 300-метровой высоты своего шпиля на суетный, запруженный туристами мегаполис. Наоборот, это – первый город после Амстердама, в центре которого можно так запросто поваляться на траве с сандвичами и бутылкой красного вина, разливаемой из бумажного пакета!

Еще одним ярким впечатлением стало посещение гигантского торгового центра «Galeries Lafayette», выбраться из которого не так просто: оставив автомобиль на подземной парковке, мы долгое время пытались сориентироваться среди нескольких многоэтажных зданий, соединенных подвесными стеклянными галереями, заполненных разнообразными бутиками. Цель наша была чрезвычайно проста, но трудновыполнима – найти традиционные французские головные уборы. Но, видимо нюх не подвел, и мы как раз вышли на небольшой комиссионный магазин, затерянный среди дорогих бутиков с массой бесполезных и дорогих вещей. Здесь мои спутники нашли то, что искали – плетеную женскую шляпку-канапе с вуалью и французский берет, оба головных убора ношеные, но в прекрасном состоянии. Поговорили с продавщицей, которая оказалась русскоговорящей, и без сомнений приобрели для Музея головных уборов эти шляпки. Цель достигнута, можно выбираться из ужасающе огромного торгового центра, от которого голова идет кругом, хочется на свежий воздух, туда, где совсем нет или хотя бы немого людей.

Для более эффективного и быстрого знакомства с городом Олег предлагает нанять профессионального русскоговорящего гида, и мы встречаемся возле Эйфелевой башни с Оксаной, русской женщиной, вышедшей в свое время замуж за француза и живущей в Париже уже в течение девяти лет. Она приглашает нас в микроавтобус, и за последующие 4 часа мы посещаем практически все значимые места старого города, параллельно узнав массу интересных исторических фактов. Оксана увлеченно и профессионально рассказывает об истории города, начиная с самых первых сведений об имевшем место поселении кельтов, от которого впоследствии и берет начало небольшой городок, ставший затем Парижем, хотя этимология этого названия до сих пор остается спорной.

За свою многовековую историю город пережил множество перестроек и реконструкций, в его современном архитектурном облике соединились черты средневековья, эпохи Просвещения, классицизма, ампира, готики, модернизма, конструктивизма. Самые помпезные архитектурные памятники связаны с именем Наполеона Бонапарта, увековечившего себя множеством монументальных сооружений. Кстати, немногие знают о том, что через 20 лет после смерти прах Наполеона был перевезен в Париж, склеп скандально известного императора нашел пристанище в так называемом Доме инвалидов – монументальном сооружении, которое ранее использовалось в качестве элитного пансионата для военных в отставке. Еще один интересный исторический факт: саркофаг Наполеона состоит из нескольких слоев, по замыслу верхняя, самая тяжелая плита, закрывающая его, должна быть изготовлена из карельского камня. Такую породу добывали только в одном месте, на территории Российской империи, и когда правительство Франции обратилось к России с просьбой продать глыбу, на что подучило отказ. Россия, памятуя о «заслугах» императора, предоставила камень для его саркофага бесплатно, чтобы прах Наполеона был крепко-накрепко придавлен русской скалой.

Мы едем вдоль берега Сены, на длинном острове, что посреди реки, возвышается средневековый замок, одна из самых старых из числа сохранившихся построек, напоминающая об эпохе раннего средневековья, вдоль ограждений – многочисленные металлические ящики, оказывается, власти города предоставили здесь бесплатно места для букинистов, торгующих редкими книгами. Ящики намертво закреплены на перилах и закрываются на простые навесные замки. Вот из-за поворота появляется одна из святынь Франции – знаменитый на весь мир Собор Парижской Богоматери, или, как его называют парижане «Нотр дам де Пари». Мы выходим из автомобиля, и в этот момент начинают звонить колокола, окрестности заполняются прекрасным перезвоном, уносящим ваши мысли вглубь веков, в то пору, когда собор был центром католической жизни Парижа, когда появилась легенда о горбуне, работавшем звонарем и никогда не показывавшемся на люди, влюбившемся в молодую, прекрасную цыганку. Одноименный мюзикл «Нотр дам де Пари» навсегда вошел в мировую классику, и у нас есть уникальная возможность прикоснуться к живой легенде, зайдя внутрь величественного собора, вокруг которого присутствует особая энергетика, сердце замирает в благоговении перед храмом, стоящим здесь уже более 800 лет! Внутри сумрачно и прохладно, идет вечерняя месса, темнокожий священник в белых одеждах поднимает руки, и люди, заполнившие собор, в унисон служителям поют молитвы. Сквозь цветные витражи откуда-то из поднебесья падают последние лучи солнца, в воздухе пахнет талыми свечами. Из собора не хочется уходить, но наш путь лежит дальше, на Монмартр, чтобы успеть увидеть прекрасную панораму города в закатных лучах с самого высокого холма Парижа, с 84-метровой высоты. В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из самых значимых мировых святынь - Терновый венец, которым царь Ирод короновал царя иудейского Иисуса из Назарета. По пятницам в определенное время можно увидеть это достояние человечества, но, к сожалению, сегодня уже суббота. Мы поочередно загадываем желания на маленьком пятачке, отмеченном восьмиконечной звездой, что посреди соборной площади, - говорят, если встать на это место лицом к собору и, глядя на лик Богоматери, что на фасаде собора, загадать желание, оно обязательно сбудется. Оксана поведала нам тайну об особой энергетике этого места, которое было в свое время почитаемо кельтским племенем, за тысячи лет до того как был построен храм и оно стало католической святыней.

Мы едем в другую, самую высокую часть Парижа, где в конце XIX – начале XX веков кипела неформальная жизнь. Конечно же, это – Монмартр. Узкие улочки с частыми крутыми изгибами, выстланные булыжником мостовые и совсем маленькие, двухэтажные домики характерны для этой части города. Во времена культурной революции, давшей миру новое течение абстракционизм и новое понимание окружающей действительности, сюда устремились вольные творцы в поисках дешевого жилья, удобного места для творческих тусовок. Монмартр олицетворяет собой дух творческой свободы, и до сих пор здесь многолюдно, уличные кафе заполнены посетителями, художники рисуют портреты и шаржи на прохожих, а туристы, прибывающие в Париж из разных уголков мира, непременно посещают это культовое место, Дальше мы идем уже пешком. На вершине холма возвышается большой собор с округлыми куполами, он построен на народные средства, и именно благодаря собору эта возвышенность была укреплена инженерами. Издревле в местных известняках добывали гипс, вся горная порода внутри холма представляет собой сплошные пустоты – остатки старинных штолен, именно по этой причине здесь не строили высокие дома, из опасения обвалов грунта. При строительстве были проведены масштабные работы по укреплению холма, а сам собор построен из специального камня, который не темнеет со временем, а наоборот, при попадании на его поверхность атмосферной влаги становится все белее и чище. И сейчас он выглядит совсем светлым, хотя внутри сумрачно, с трудом можно разглядеть своды, поддерживаемые высокими колоннами. В нишах собора – многочисленные статуи, изготовленные из серебристого металла, а еще здесь много прекрасных икон, выполненных в технике мозаики. Реликвией и центральной точкой притяжения верующих является статуя Иисуса Христа, держащего свое сердце как знак полной самоотдачи и самоотречения во имя всех сущих. У основания металлической статуи горит множество свеч, люди в благоговейном молчании проходят по кругу внутри храма и, выходя наружу, любуются с высоты на грандиозную панораму большого города, освещенного охристо-золотистыми лучами заходящего солнца. На многоступенчатой лестнице сидят сотни людей, играет уличный ансамбль.

Неподалеку находится знаменитый мюзик-холл «Молен Руж», на нем в вечном движении вращается розовая мельница. Раньше мельниц было много, а сейчас осталось всего две. На «улицу красных фонарей мы не поехали» - хватило впечатлений в Амстердаме, зато не отказали себе в удовольствии заглянуть в традиционный французский ресторан, где отведали знаменитого лукового супа, ароматных сырных салатов и божественно вкусного вина. Поздно вечером, стоя возле 50-метровой Триумфальной арки, мы любовались расходящимися по всему ночному небу лучами лазеров, установленных на вершине Эйфелевой башни, она, как новогодняя ёлка, вся сверкает огнями, переливается и искрится, радуя своим присутствием огромный город, по ночам становящийся таким светлым и уютным. Вся жизнь в это время перекочевывает в кафе, рестораны и клубы, на улицах, счастливые люди, влюбленные парочки, беззастенчиво целующиеся на каждом углу и особый, ни с чем несравнимый колорит этого чудесного места.

Париж вызывает очень противоречивые ощущения, он, как Новый Вавилон вобрал в себя все культуры и эпохи, на его улицах мирно сосуществуют представители всех рас и наций Земли. Хорошо это или плохо – вопрос риторический, тут дело вкуса, но Париж вас не разочарует, нужно только почувствовать его дух, проникнуться его притягательной энергетикой. У меня это получилось: достаточно было прилечь на травке Марсова поля и, закрыв глаза, мысленно переместиться во времени и пространстве. Или просто подремать под звучание реки, состоящей, пожалуй, из всех языков мира. Сюда хочется возвращаться вновь и вновь!