Около 5 млн россиян отдохнули летом на зарубежных курортах

По предварительным оценкам, нынешним летом за рубежом побывало около 5 млн российских туристов, сообщила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе журналистам в среду.

По ее словам, турпоток россиян на самых популярных зарубежных туристических направлениях увеличился примерно на 15-20%. В целом, отметила М. Ломидзе, горячих предложений этим летом не было. «Спецпредложения появлялись редко, - сказала М. Ломидзе. – Спрос и предложение были сбалансированы».

Она отметила, что в количественном отношении в их списке по–прежнему с большим отрывом лидирует Турция. "Несмотря на то, что это единственное направление, показавшее спад, правда, всего на 1%", - отметила представитель АТОР.Как пояснила М. Ломидзе, снижение спроса на Турцию вызвано высокими ценами и сбалансированным соотношением спроса и предложения, что обусловило отсутствие спецпредложений. В целом стоимость отдыха в Турции выросла на 3% по отношению к прошлому году.

Так, в низкий сезон – до середины июля – неделя в отеле 3* стоила от $800 до $1000.За Турцией, по экспертным оценкам, следуют Египет (+1%), Греция (+20%), Испания (+25%), Болгария (+22) и Хорватия. Но по абсолютным значениям эти направления даже близко не приблизились к лидеру. Египет, по словам М. Ломидзе, остается стабильным направлением.

Однако дальнейший рост на этом направлении эксперты не прогнозируют. «Это связано с тем, что туристы пока не видят свидетельств стабилизации обстановки в этой стране, - объяснила она. – Пока не будет официальной отмены МИДом рекомендаций, ограничивающих пребывание россиян в стране курортными территориями, роста на этом направлении не будет».

Греция, заметила эксперт, продемонстрировала 20%-й рост вопреки прогнозам туроператоров, которые ожидали всего 12-15%. «В отличие от предыдущих лет, когда туроператоры конкурировали, жертвуя рентабельностью, - пояснила М. Ломидзе, - этот сезон туроператоры отработали с хорошей рентабельностью. На руку российским туроператорам и туристам сыграл кризис, вызвавший снижение цен. Свою роль сыграло и то, что представители местного турбизнеса приложили немалые усилия для привлечения туристов».

По словам исполнительного директора АТОР, Испания показала очень хорошую глубину бронирования. «Греция и Испания – два направления, на которых вообще не было горящих туров, - констатировала М. Ломидзе. – Правда, за исключением Майорки. Она «горела» весь сезон и продавалась по очень низким ценам». На болгарском направлении эксперты прогнозировали жесткую конкурентную борьбу из-за того, что на это направление вышли новые игроки.

«Периодически Болгария «продавалась» по 165 евро за неделю в отеле 3*, - пояснила она, - однако, это, скорее, было исключением. К снижению рентабельности это не привело. Благодаря конкуренции цены на отдых в Болгарии сохранились на уровне прошлого года». М. Ломидзе также сообщила, что власти Болгарии очень многое сделали для того, чтобы российские туристы обратили внимание на это направление и выбрали его для отдыха.

«Благодаря действиям болгарского МИД к минимуму были сведены визовые формальности, - пояснила эксперт. – А российские туроператоры оценили возможность отдавать документы напрямую в консульство. Каждому туристу это позволило сэкономить 25-30 евро». Еще одно стабильное направление – Хорватия. Туропоток на этом направлении вырос, несмотря на рост цен, на 10-15%.

«Может быть, свою роль сыграло то, что это последнее лето, когда россияне могут приехать в Хорватию без виз», - добавила М. Ломидзе. По поводу цен на отдых она пояснила, что по основным направлениям они выросли на 3-5% по сравнению с прошлым годом. «Рост стоимости топлива составил 10%, - пояснила М. Ломидзе. - Но благодаря тому, что хотельеры снизили цены, в итоге их рост составил максимум 5%». Исполнительный директор АТОР также сообщила, что в этом году увеличилось число туристов, купивших туры средней ценовой категории ($600-1,5 тыс. за неделю), – на 47% по сравнению с прошлым годом.

Порядка 34% покупали туры дороже $1,5 тыс. (+10-15%). 18% туристов купили "горящие" туры стоимостью до $600 (– 7%).М. Ломидзе также отметила значимую тенденцию сезона: рост глубины продаж - в среднем 14-30 дней. При этом 11% туристов бронировали туры более, чем за два месяца. Также на 20% выросло число россиян, купивших туры на отдых в России, даже с учетом снижения спроса на Геленджик из-за произошедшего там наводнения.

«Отдых в России начал продаваться очень хорошо, - констатировала М. Ломидзе. – В мае была очень хорошая глубина продаж – до середины июля. Но потом произошло наводнение в Геленджике, после чего отток с этого курорта составил, по оценкам экспертов, от 30% до 50%. Туристы переориентировались на другие черноморские курорты: Лазаревское, Лоо и на Абхазию».

ИнтерФакс