Выдержки из обзора В.В. Устюгов, С.Э. Кочубей "О воде и еде" (O проблемах безопасности пищевых продуктов) // "Академия Тринитаризма", М., Эл № 77-6567, публ. 11372, 27.07.2004

Губит людей...

Связь качества воды и здоровья очевидна. Вода - важнейшая, незаменимая основа развития и производства продовольствия. В составе пищевых продуктов доля воды в среднем составляет 50-60 %. Качество производимой пищи в значительной мере определяется качеством используемой воды. В докладе комиссии ООН по проблемам окружающей среды отмечается:

  • сегодня в мире около 1,1 миллиарда человек не имеет в своем распоряжении чистой питьевой воды, а к 2032 году их число может возрасти - до 2,7 миллиардов;
  • каждый второй употребляет воду, не прошедшую адекватной очистки;
  • ежегодно от употребления некачественной или инфицированной воды умирает около 10 миллионов человек.

 

Министры водного хозяйства 22 африканских стран обратились к миру с призывом о создании регионального и глобального водных альянсов, финансируемых международными организациями и занимающихся решением проблем водоснабжения и санитарии.
Министры экологии стран ЕС и государств-кандидатов на вступление в ЕС в конце июля 2002 г. заявили о намерении добиваться на встрече Йоханнесбурге принятия решений по защите окружающей среды при проведении водоочистных и санитарных мероприятий в беднейших регионов планеты обойдется человечеству всего в $23-25 млрд в год. Сейчас на эти цели выделяется только $8 млрд в год.

На открытии симпозиума, приуроченного к Всемирной неделе воды, Клаус Топфер заявил, что правительства должны сделать шаг от деклараций о необходимости снабжать жителей мира чистой водой к решительным действиям. Как считает глава Программы развития ООН, без чистой воды победа над бедностью невозможна. Ожидается развертывание программ кардинального изменения мировой "водной политики" и создания доступных по ценам средств очистки и дезинфекции питьевой воды.
По данным ВОЗ более 80 % всех болезней в развивающемся мире связано с микробиологическим загрязнением питьевой воде. Особенно остра нехватка чистой воды и необходимых санитарных условий в ряде стран Африки и Южной Азии. Исследования, проведенные сингапурской компанией Political and Economic Risk Consultancy Ltd. в 12 государствах региона, показали, что в первую шестерку "неблагополучных" с точки зрения экологии стран входят Индия, Китай, Филиппины, Вьетнам, Индонезия и Гонконг. Отмечается, что 20 % городского населения миллиардной Индии не имеет доступа к чистой питьевой воде, только 23 % пользуются туалетами и лишь 48 % живут в удовлетворительных санитарных условиях. Вместе с тем, от неприятностей в данном случае не застрахована ни одна страна, даже самая благополучная. Так, в результате недавнего наводнения, чешское правительство планирует произвести массовую вакцинацию детей против гепатита А. Опасность эпидемии связана с возможными повреждениями канализации в городах. Если канализационные стоки попадут в питьевую воду, это может привести к ещё более тягостным последствиям, нежели нынешнее наводнение.

В России загрязнено 80 % запасов пресной воды и каждый второй житель вынужден использовать для питья воду, не вполне соответствующую гигиеническим нормам, а 11 млн человек вообще потребляют то, что питьевой водой не является.
По сведениям НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН:
из поверхностных источников водоснабжения получает воду ~70 % нашего населения;
только 1 % поверхностных водоисточников отвечает требованиям первого класса, на которые рассчитаны используемые в стране традиционные технологии водоочистки;
не менее 50 % водоразводящих сетей обветшало и нуждается в замене;
в среднем по стране гигиеническим требованиям не соответствует практически каждая третья проба "водопроводной" воды по санитарно-химическим показателям и каждая десятая - по санитарно-бактериологическим;
~4 % стоков, сбрасываемых в водоемы, очищаются согласно нормативам;
в подземных водах Центрального региона России концентрация железа колеблется от 0,5 до 10,0 мг/л (в среднем 3-5 мг/л), а концентрация железа не должна превышать 0,3 мг/л.

Уже несколько десятилетий в результате промышленных и коммунальных сбросов нельзя пить воду из Средней и Нижней Волги. Но именно этой водой поливают огороды и бахчи в Волго-Ахтубинской пойме, продукцией с которой снабжается значительная часть населения России. Рыба дельты Волги и Каспия также живет в этой воде. Обилие патологий, вызванных загрязнением вод, у осетровых Каспия широко известно. Вообще, Волго-Каспийский бассейн, в котором живет 80 млн человек - в плане состояния воды, едва ли не самый опасный в России.
В подавляющем большинстве поверхностных вод (для подземных вод эта проблема стоит менее остро, однако не снимается совсем) обитают различные микроорганизмы - бактерии, вирусы, простейшие, а также микроскопические водоросли и грибки. Среди них встречаются как безвредные для здоровья человека, так и способные вызывать заболевания (подчас смертельно опасные). Последних принято называть болезнетворными или патогенными. Они представляют собой наиболее типичный и широко распространенный фактор риска для здоровья, связанный с питьевой водой. Среди патогенных организмов чаще других обнаруживаются в загрязненных водах сальмонеллы, шигеллы (дизентерийные микробы), пастереллы, вибрионы, микобактерии, энтеровирусы человека и др.

Помимо этого, существует множество разновидностей микроорганизмов, наличие которых у человека или животного еще не означает существование инфекционного заболевания. Однако под влиянием различных внутренних и внешних факторов такие микроорганизмы из безвредных для человека могут превратиться в опасные, т.е. условно-патогенных организмов. На это указывают специалисты Госкомсанэпидемнадзора РФ: ":в связи с интенсивным загрязнением открытых водоемов, :происходит выделение обитающими в воде микроорганизмами стойких токсических веществ, вызывающих поражение нервной, иммунной и пищеварительной систем человека, а также мутагенные последствия".

Обеззараживание питьевой воды
Обеззараживание стало непременным элементом при подготовке воды питьевого качества и связано с процессом подавления жизнедеятельности содержащихся в воде болезнетворных микроорганизмов. Ни один из современных методов обработки воды не обеспечивает 100 % очистки воды от микроорганизмов.
В настоящее время для обеззараживания воды на станциях водоподготовки, как правило, используется хлорирование. Для хлорирования и дозирования хлора на водоочистных станциях строят специальные сооружения - хлораторные. Аварии на этих объектах могут привести к гибели персонала и жителей прилегающих районов. Кроме того, образуются побочные продукты, обладающие более высокой токсичностью по сравнению с исходными, в т.ч. диоксины. Они вызывают подавление иммунной системы и репродуктивных функций населения. Это серьезный недостаток данного метода обеззараживания воды. В распределительные сети подается вода с избыточным количеством активного хлора, который призван подавлять болезнетворные организмы при транспортировке воды по трубам. С целью продления бактерицидного действия введенного хлора на время транспортировки воды по распределительной сети большой протяженности в воду дополнительно вводят аммиак.
Ультрафиолетовое обеззараживание, как альтернатива хлорированию, тоже не лишена недостатков из-за образования таких токсичных продуктов фотолиза, как нитрит-ионов из нитратов.

Обеззараживающее действие чрезвычайно ядовитого озона не сопровождается эффектом последействия, да к тому же ускоряется коррозия труб. Это препятствует сохранению санитарно-гигиенических качеств воды с момента обеззараживания до момента подачи потребителю. При озонировании воды, содержащей органические примеси и пестициды, образуются высокотоксичные соединения, в т.ч. формальдегид, ацетальдегид, броматы и гептахлорэпоксид.
Однако даже если предположить, что система водоподготовки и обеспечит удаление из воды всех микроорганизмов, то остается большая вероятность вторичного загрязнения воды при ее транспортировке по трубам распределительной сети.
Вторичное загрязнение воды
Качество питьевой воды напрямую зависит от состояния трубопроводов. Даже если на станциях водообработки вода приводится к необходимым требованиям, то дальше она очень часто отправляется в разводящую сеть, которая сама по себе ухудшает качество воды. Известно, что 80 % магистральных водопроводов России собраны из дешевых стальных труб. Они не имеют должной защиты от внешней и внутренней коррозии и начинают течь через 5-6 лет. Для поддержания сетей в должном состоянии необходимо ежегодно заменять до 3 % разводящих сетей, а в 1990-е годы менялось от 1 до 1,5 %. Срок их службы повсеместно приходит к концу. В целом по стране утечки воды в разводящей сети оцениваются в 30-35 % или ~600 млрд рублей (2001 г.).
К настоящему времени 65 % водопроводов России изношены и более 50 % - утратили герметичность. По данным института "Мосводоканал-НИИ проект" ~37% территории Москвы сегодня находится в подтопленном состоянии. Основная причина подобной ситуации - утечки из водонесущих коммуникаций. Если в ближайшее время не принять необходимых мер, то через 20 лет в столице все подвалы будут полностью подтоплены.

Водопроводные трубы часто прокладываются в непосредственной близости от канализационных и достаточно часто канализационные воды загрязняют питьевые, что приводит к вспышкам инфекционных заболеваний. Исследования специалистов НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН подтвердили зависимость между качеством воды в распределительной сети и заболеваемостью населения острыми кишечными инфекциями и вирусным гепатитом А. В 2001 году случаи массового заражения гепатитом А через водопроводную воду были зафиксированы в подмосковных Протвино и Серпухове. Незадолго до этого вспышки эпидемии случались в Челябинской и Омской областях. Как показали проверки качества воды специалистами областной СЭС в 2001 г., более 250 тысяч жителей Свердловской области, населяющих Ирбит, Красноуральск, Кушва, Верхняя Тура, Красноуфимск, Тавда, Туринск, поселки Баранчинский, Верх-Нейвинск, Белоярский, Басьяновский, Туринская Слобода, потребляют из централизованных систем водоснабжения эпидемиологически опасную питьевую воду. В 16 из 69 крупных водопроводах Челябинской области установлена эпидемиологическая опасность. Это послужило основанием для введения летом 2002 г. в Челябинской области нового вида исследований - вирусологического. Теперь будет оцениваться качество питьевой воды не только в водоисточниках, но и в распределительной сети.
Поврежденные ржавчиной "водные артерии" городов не могут служить защитой от сточных вод. В них селятся бактерии, которые синтезируют антибиотики. Насыщенная таким "букетом" примесей вода убивает полезную кишечную флору и вызывает дисбактериоз. Печальная статистика Минздрава подтверждает, что растет число случаев дисбактериоза.

При прохождении воды по трубам в ней растет содержание железа. Присутствующий в воде кислород инициирует коррозию. Вода, содержащая повышенные концентрации железа, способствует развитию колоний железистых бактерий. В настоящее время установлено более 20 видов железобактерий, которые широко распространены в различных районах нашей страны. Эти бактерии практически "едят" железо, окисляя его до "ржавой" трехвалентной формы. Биоэлектрохимическая коррозия приводит к ускоренному разрушению труб уже через 10-14 месяцев после начала их эксплуатации. Сами по себе эти бактерии не представляют опасности для организма человека, однако продукты их жизнедеятельности канцерогенны. В условиях малого протока воды через полгода эксплуатации водопровода на внутренней поверхности труб железобактерии образуют обрастания в виде бугров высотой до 10 мм. Именно под такими буграми начинается разрушение материала труб, а при более продолжительной эксплуатации образуются свищи. В дальнейшем образование бугров на стенках водопроводов приводит к зарастанию всей внутренней поверхности, что сопровождается потерей напора воды. Так формируются предпосылки к снижению санитарной надежности и эпидемической безопасности систем питьевого водопользования.

В отложениях, образованных железобактериями, находят благоприятные условия для жизнедеятельности и другие бактерии, в том числе кишечные палочки, гнилостные бактерии, различные черви и другие. Таким образом происходит вторичное загрязнение воды продуктами жизнедеятельности и разложения этих микроорганизмов, что в свою очередь приводит к существенному увеличению в воде концентрации железа. Длительное употребление человеком воды с повышенным содержанием железа (более 0,3 мг/л) приводит к заболеваниям печени, увеличивает риск инфарктов, вызывает рост аллергических заболеваний, негативно влияет на репродуктивную функцию организма. Такую воду регулярно потребляют ~50 миллионов россиян.