Первую половину дня мы провели в Астане, столице Казахстана, предстояло реализовать главную цель нашего приезда – найти национальные головные уборы, и не только их. Завтрак в гостинице был совершенно чудесным, в лучших традициях соцреализма. Несмотря на то, что нас в столовой, судя по всему, не ждали (а прийти мы изволили в начале десятого утра, разница во времени как-никак), дамы быстро, при нас, организовали вполне демократичный и вкусный завтрак. Одна рубила большим столовым ножом замерзший кусок сливочного масла, другая кипятила чай, третья жарила яйца, - работа спорилась, и вскоре мы были обрадованы обильным и вкусным завтраком. До такой степени, что Олег умудрился пролить стакан чая с молоком, который мы дружно сбирали салфетками по всему столу.

Экспедиция «Азиатское кольцо»

Начинался второй день в чудесном городе Астана; в 10 утра за нами заехала Алина, чтобы провезти по заранее намеченному маршруту и приобрести головные уборы.

Мы садимся в автомобиль Алины и едем в антикварный магазин, где во время прошлогодней деловой поездки Олег Видел очень интересные головные уборы. Он действительно не ошибся, магазин оказался на редкость хорош, несмотря на свои скромные размеры. Хозяева – семейная чета в возрасте, с интересном отнеслись к такой компании, заполнившей собой все весьма ограниченное пространство магазинчика, нас все-таки 6 человек! Чудесным образом удалось обнаружить на полках среди многочисленного антикварного добра, в-основном относящегося к советскому периоду, и высокую казацкую папаху, и шлем летчика сверхзвуковой авиации, и форменную фуражку ВМФ Украины (советской тогда еще), и весьма старый летный шлем. Получив максимальный объем информации об этих головных уборах от хозяев лавки, Валерий и Олег принимают решение приобрести выбранные исторические шапки для нашего музея. Примеряем артефакты, радуемся первой добыче как заядлые охотники. Как говорится, день задался. В музее «Дом шляп» формируется несколько коллекций, не только традиционных национальных головных уборов, но и исторических, форменных, спортивных и т.д.

Следующий пункт посещения – местный магазин «военторг», в котором помимо прочего, находим форменные головные уборы сотрудников казахских ВДВ и МВД, их тоже приобретаем для соответствующего раздела музейной экспозиции. Теперь настало время посетить большой торговый центр, расположенный с «старом городе», еще вчера мы провели исследование на местности, присмотрели несколько сувенирных лавочек, где можно прибрести национальные головные уборы, точнее, современные их реплики. Ассортимент товаров во всех торговых точках примерно одинаков, но удалось найти достаточно интересные тюбетейки, поверхность одной из них, женской, украшена оригинальной ручной вышивкой. Пара мужских тюбетеек также представляют интерес, они по форме и характеру вышитого орнамента наиболее близки к традиционным казахским головным уборам. И еще в одном магазине приобретаем красивый, покрытый вышивкой, мужской головной убор Айыр калпак - высокий колпак с изогнутыми кверху полями, итого общее количество новых экспонатов доходит до 12 штук.

Экспедиция «Азиатское кольцо»

Довольные положительными результатами утреннего шопинга, основанного на проведенном вчера и даже годом ранее предварительном изучении ассортимента товаров, возвращаемся к гостинице, меняем автомобиль на наш, экспедиционный, и в сопровождении Алины направляемся к выезду из города уже знакомой дорогой. Благополучно добравшись до федеральной трассы, любуемся грандиозной стройкой, расположенной неподалеку – это будет новое здание столичного железнодорожного вокзала, которое должно быть сдано в эксплуатацию накануне международной выставки «Экспо-2017», она пройдет в Астане летом следующего года. Расстаемся с Алиной, искренне благодарим ее за потраченное на нас время, за отличную программу пребывания в городе, когда за время менее одних суток мы смогли посетить наиболее интересные места казахской столицы, найти разнообразные головные уборы, да и вообще получить удовольствие от общения с хорошим человеком! Получаем напоследок персональные подарки от Алины, машем друг другу рукой, и выезжаем из города.

Сегодня предстоит двигаться почти прямо на юг, в сторону огромного озера Балхаш, где участники экспедиции еще ни разу не были. Кстати, погода с утра значительно улучшилась, стало намного теплее, хотя солнце все еще не может в полной мере прогреть сильно остывающую по ночам поверхность степи. На протяжении большей части сегодняшнего маршрута идет глобальный ремонт автодороги, точнее, ее расширение до двух полос движения в каждую сторону. При этом задействовано большое количество техники и людей, очевидно, это – тоже часть проекта подготовки к международному форуму. Движемся вперед медленно из-за постоянных ограничений скорости, временами – в сплошной пелене дорожной пыли, поднимаемой автомобилями. Размах дорожных работ впечатляет: многие десятки километров наблюдаем активную работу, строительство виадуков, укладку асфальта и т.д.

Постепенно пейзажи тоже меняются, среди плоских степей вырастают вначале невысокие холмики, а затем все ближе к нам подступают горные массивы, временами местность очень напоминает предгорья Крыма с характерными скальными стенками и невысокими геологическими образованиями куэстами (тектоническая складка, один борт которой пологий, а другой – обрывистый, скальный). Под скалами приютились маленькие поселки, утопающие в зелени садов, здесь начинают цвести вишни и яблони. Казахстан уже не выглядит как одна сплошная, плоская степь, с первого взгляда, почти лишенная жизни. По мере приближения к городу Темиртау, в окрестностях которого добывают большое количество руды, еще на горизонте видим вначале дым и смог, а затем и многочисленные заводские трубы. Низенький горный массив кирпичного цвета обрывается скалами, возле него построен обогатительный комбинат, на работе которого и держится население города. В прошлом, во временя СССР здесь случился масштабный бунт рабочих горно-обогатительного комбината, вызванный тяжелыми условиями труда, что явилось беспрецедентным фактом для советской системы. Результатом беспорядков стало жесткое подавление восстания и последовавшие затем карательные меры в отношении зачинщиков и основных участников беспорядков. В начале 1990-х город, как и вся постсоветская республика Казахстан, пережил трудные времена, комбинат практически закрылся, люди бедствовали и голодали. Но со временем, по мере преодоления кризиса, ситуация изменилась к лучшему.

Экспедиция «Азиатское кольцо»

Мы следуем дальше, в сторону Караганды, одного из крупнейших городов Казахстана, до которого отсюда рукой подать. Над дорогой построена дугообразная ажурная арка с гербом города, название которого в свое время стало притчей во языцех: «Где, где? – В Караганде». В городе, кстати, есть оригинальный памятник, посвященный этой присказке. Долго едем по главным улицам Караганды, это наш бессменный авто-навигатор включил «функцию экскурсии». Зато посмотрели на достаточно суровую и по-советски простую архитектуру, лишенную эстетических «излишеств», чувствуется что это – город суровых металлургов. Хотя во времена советских репрессий в карагандинские лагеря было сослано великое множество людей, неугодных системе, вместе с интеллигенцией сюда пришла высокая культура, в лагерях ставились не только спектакли, но даже профессиональный балет. В новых городских кварталах строятся типовые многоэтажки, по пути встречаем совсем новенькие спортивные сооружения, целые дворцы, а также мечети, католический костел и православный храм.
Наш дальнейший путь лежит через холмистые степи, на западе возвышается горный массив, у подножия которого пасутся стада, время от времени встречаются мусульманские кладбища с мавзолеями. Природа становится все более живописной, меняются краски, запахи и звуки. Стоит заглушить мотор и немного отойти в сторону от трассы, и тотчас же погружаешься в царство великой степи с непременным завыванием ветра, запахом трав и редких цветов, кизяка и много чего еще. Заезжаем перекусить в одиноко стоящую у трассы халяльную (мусульманское кафе, где подается халяльная пища и есть отдельное помещение для совершения намаза. Девушки потчуют нас традиционными казахскими деликатесами, практически вся пища здесь готовится из мяса, для вегетарианцев – только салат из томатов и огурцов. После ужина к Валерию подошел местный житель, поинтересовался, какими судьбами брендированный российский автомобиль попал в эти дальние края. Узнав о цели экспедиции, он предлагает встретиться со своим другом, живущим в населенном пункте, что будет у нас на пути примерно через 160 километров. Казах созванивается с другом, дает нам его телефонный номер, и мы, воодушевленные, отправляемся в дорогу. Хотели сегодня остановиться где-либо на трассе не доезжая Балхаша, но теперь решаем ехать дальше несмотря на позднее время.

Оранжевый солнечный диск медленно и картинно закатывается за ближайший горный массив, чистое, без единого облачка небо расцвечивается нежными охристо-золотистыми цветами, постепенно переходящими в зеленовато-лазоревые отливы, горы – ультрамариновые, перед ними сверкает тонкая полоска воды… Стоило солнцу сесть, как тотчас же опускаются сумерки, становится холодно, на небе вспыхивают самые яркие звезды и планеты. Наши автомобили несутся по трассе прямо на юг, к далекому озеру Балхаш. Возле трассы на постаменте установлен танк, неподалеку – статуя бдительного пограничника, остается лишь догадываться, для чего они здесь, настолько далеко от любой границы.

В одиннадцать ночи нас во время обгона идущих впереди большегрузов неожиданно останавливает патруль ДПС, затаившийся с другой стороны подъема и залавливающий всех нарушителей. Вообще, передвижных постов на трассах очень много, контроль за соблюдением скоростного режима ведется прямо на ходу, при помощи портативных считывающих устройств. Валерий, сидящий за рулем, объясняется с сотрудником ДПС, вначале потребовавшем документы, затем пригласивший водителя для общения уже в патрульную машину. В Казахстане нельзя выходить из автомобиля в случае, если вас остановил патруль, общаться нужно только через окно. И лишь в случаях, если вас пригласили для дачи показаний, можно выходить наружу. Таковы местные правила. Валерия и Руслана, бывшего за рулем второго автомобиля, держали не меньше часа, по крайней мере, нам так показалось, возникло ощущение, что дела наши плохи. Но в итоге все обошлось благополучно. Претензии у сотрудников ДПС возникли из-за якобы установленного за несколько километров отсюда предупреждающего знака «опасный участок дороги 7 км.», который мы, впрочем, вовсе не видели. Также нет на трассе и дорожной разметки, возможно, и была когда-то, еще при советской власти, но сейчас ее совсем не видно. Главное, в итоге долгих дебатов, удалось избежать последствий, вопрос был урегулирован хотя и не без усилий и потери времени. Нам осталось проехать совсем немного, и вот уже видим аварийные огоньки автомобиля “Audi”, принадлежащего местному жителю, обещавшему нам старый казахский головной убор. Выглядело это забавно: в полночь встречаются на трассе посреди степи Олег, Валерий и Руслан с некими жителями местного аула, между ними завязывается бурное обсуждение вопроса о шапке, нужно в ночной темноте, при свете фар понять, какого она качества, необходимо ли ее приобретать для музейной коллекции. В ходе общения выяснилось, что казаху этот малахай с мехом лисы достался от деда, узнав о цели нашей экспедиции, он готов продать его для музея за приемлемые деньги. Фотографироваться на память с командой экспедиции наши ночные знакомые отказались наотрез, - видимо, здесь боятся незнакомцев, скорее всего, на то есть свои причины.

Экспедиция «Азиатское кольцо»

Экспедиция «Азиатское кольцо»

По факту совершенной сделки собеседники дарят нам бутылку айрана и пакет традиционных местных сырных шариков, сплющенных с боков и вяленых, по вкусу они похожи на сушеную подсоленную брынзу. Такую еду пастухам и охотникам дают жены в дорогу, она долго хранится и хорошо утоляет голод. Получив лисий малахай, едем дальше, чтобы успеть остановиться в гостинице. Время уже позднее, первый час ночи, а мы все мчимся по ночной трассе среди освещаемых луной низеньких сопок. Ночь давно вступила в свои права, с ней пришла тишина и холод, воздух еще никак не может прогреться днем. Вдали появляется множество электрических огней, что говорит о приближении города, после пары неудачных попыток (места во многих гостиницах полностью заняты) находим неплохой вариант размещения, усталые, почти сразу валимся спать. День был долгим и содержательным, и за все первые дни путешествия мы не смогли ни разу нормально выспаться, надеемся, хоть здесь немного прийти в чувство.