Рекламный пирог обвили паутиной
Рекламщикам, наконец, удалось превысить докризисные показатели
Интернет вышел на второе место по объемам рекламы, опередив печатные средства массовой информации. Сеть "оттяпала" почти 16 процентов рынка и около 42 миллиардов рублей. По итогам 2011 года, подведенным Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР), за прошедший год реклама в Интернете увеличилась на 56 процентов, сохранив, таким образом, лидерство по темпам прироста.
В общем, рынок оправдал прогнозы и за год вырос на 21 процент. Cуммарный объем рекламы в России составил 263,4 миллиарда рублей.
Прошедший год стал самым успешным для рекламного рынка за всю историю его существования, отметил председатель комиссии экспертов АКАР Владимир Евстафьев. Ранее самым успешным считался 2008-й год, но в 2011-м году рынок превысил показатели трехлетней давности на 4 процента.
Телевиденье сохранило первое место и по-прежнему занимает почти половину рынка, однако растет этот сегмент гораздо умереннее, чем всемирная паутина - за год плюс 18 процентов. Объем телерекламы составил порядка 131 миллиарда рублей. И это, кстати, без учета политической рекламы, которая только в ноябре-декабре 2011 принесла рынку 1 миллиард рублей без НДС.
Правда, еще медленнее растет пресса - лишь 6 процентов прироста. Однако печатные СМИ хоть и уступили почетное второе место Интернету, но 40 миллиардов рынку принесли, что немного превышает 15 процентов всех рекламных объемов. "Ожидания по росту печать оправдала", - признался директор по маркетинговым исследованиям Аналитического центра "Видео Интернешнл" Сергей Веселов.
Наружная реклама, несмотря на законодательные ограничения, а именно запрет перетяжек в Москве, выросла на 15 процентов. Из-за проблем регулирования отрасли перспективы ее развития неопределенны, сетует председатель комитета по наружной рекламе АКАР Алексей Березкин. Начатая борьба с перетяжками может нанести рынку ущерб в миллиарды рублей, подчеркнул Березкин. Только в столице объем наружной рекламы сократился на 60 тысяч квадратных метров.
"Очевидно, что количество рекламоносителей будет сокращаться. Остается надеяться, что оставшиеся будут эффективнее и, соответственно, дороже", - говорит эксперт.
АКАР, кстати, вряд ли поддержит обсуждаемые сейчас поправки в закон о рекламе, предусматривающие обязательное создание схемы размещения рекламных конструкций и выделение в них 60 процентов мест субъектам малого и среднего бизнеса.
Полтора года назад Ассоциация уже выносила на этот законопроект отрицательное заключение, напомнил Андрей Березкин. Затем в проект внесли небольшие изменения, но суть не изменилась, так что и позиция АКАР, скорее всего, не поменяется. "Документ предлагает создать особые условия для некоторых игроков, но мы считаем, что все должны быть равны", - говорит Березкин.
Напомним, законопроект уже нашел поддержку у малых и средних предпринимателей и представителей МВД. Эти поправки могут быть рассмотрены в Госдуме в марте.
Анастасия Дуленкова
Источник: "Российская газета"