Вы когда-нибудь задумывались над тем, для чего люди читают книги? Ведь не просто для того, чтобы занять свободное время, отдохнуть, расслабиться. Совершенно очевидно, что чтение книг значительно расширяет кругозор человека. Но это всего лишь толика той пользы, которую оказывает сама книга и ее чтение как таковое в нашем современном веке компьютеризации. Так что же дает чтение книг?
Сергей Борцов: Доброе утро! У нас в гостях интересный человек, художественный руководитель Театра на Спасской, Борис Павлович.
Борис Павлович: Доброе утро!
Сергей Борцов: Мы поговорим о книгах, о чтении и о том, зачем вообще нужно читать.
А для начала хотелось бы познакомиться с вами. Почему вы в нашем городе? Почему из Питера переехали в Киров? Насколько интересно здесь работать?
Борис Павлович: Спектакль, который называется «Я (не) уеду из Кирова», начинается моим монологом о том, что на этот вопрос мне приходится отвечать каждому кировчанину. Я уже выработал список возможных ответов. Деловой, лирический, сентиментальный — вам какой хотелось бы услышать?
Сергей Борцов: Конечно, хотелось бы услышать все, но это займет все наше время, поэтому давайте про деловой.
Борис Павлович: Деловой - очень простой. В театральном мире, также как и в других кругах, возможности для реализации неравномерно распределены по территории России. Город Санкт-Петербург — это закрытый и консервативный круг. И вписаться в театральную инфраструктуру на серьезные позиции, будучи молодым специалистом, практически невозможно. Надо занимать либо уровень подвального андеграунда, либо играть роль вспомогательного специалиста. У меня в Петербурге были педагогические возможности и перспективы. Я работал педагогом актерского мастерства в Театральной академии. Иногда ездил ставить спектакли в других городах. Но эта перспектива меня утомляла, мне не хотелось идти по педагогической карьере. Поэтому я предпочел уехать в провинцию, где как раз есть острая потребность в квалифицированных режиссерах.
Я был заинтересован в серьезной планомерной работе. Мне хотелось получить настоящую профессиональную школу и, во-вторых, вести перспективную работу, работать в одном театре на постоянных условиях. Почему возник Киров? Это исключительно вопрос случая. Так сложилось, что именно этот театр находился в поиске режиссера. Мы друг другу взаимно понравились. И когда мне позвонил директор театра Владимир Иванович Грибанов и спросил, не хочу ли я обсудить этот вопрос, я сказал: почему бы и нет? Поэтому можно говорить о исключительно профессиональной реализации. К Кирову нет никаких привязанностей. Я приехал работать в театр!
Сергей Борцов: Вы здесь с 2006 года. За это время не жалеете о переезде?
Борис Павлович: Нет, потому что театр действительно оказался профессиональным и развивающимся. С ним мне работать комфортно и интересно. Здесь много настоящих специалистов, здесь замечательная постановочная часть, разнообразная актерская труппа, собранная со всей России. Здесь работают люди от Владивостока до Петербурга.
Сергей Борцов: А публика отличается?
Борис Павлович: Да, и было бы странно, если бы она не отличалась! Надо говорить не столько о частном отличии, например, кировской публики от питерской, сколько о разнице столичного и монотеатрального города в принципе. Можно сказать, что Киров не театральный город. Здесь всего три театра, и у каждого своя ниша. Отсутствует горизонтальная конкуренция, каждый театр - монополист в своей нише. У каждого есть свой круг, с которым он работает. Здесь люди относятся к тебе по-семейному. Все как на ладони. Происходит сближение, которое дает определенный аванс доверия. Я могу быть уверенным в том, что любое мое начинание, если оно будет по-настоящему важным для меня самого, обязательно встретит поддержку. Но, с другой стороны, если говорить о формате экспертизы, то с этим есть проблемы. В ситуации отсутствия жесткой конкуренции ты должен сам формировать поле требований к себе, завышать их. Аудитория, которая не может сравнить, не предлагает прогрессивных требований.
Сергей Борцов: А есть ли тенденция в плане того, кто больше ходит в театр?
Борис Павлович: Существует достаточно стабильный процент населения какого-либо округа, которые ходят в театр. Это 3-5% жителей. Процент театральной аудитории примерно одинаковый. А вот состав может изменяться. Сейчас давайте не будем говорить о количественном приросте аудитории. Это утопия, и этого не произойдет. Это происходило тогда, когда театр был единственной формой общедоступного публичного зрелища, и когда театр был площадным искусством. Театр был частью массовой культуры.
Сейчас эти функции раздроблены: функции информирования на себя взяли СМИ, функции развлечения — кинематограф, интернет, игры. Театр не может обратно узурпировать те функции, которые когда-то разошлись по разным статьям.
Если отвечать на вопрос о возрасте нашей аудитории, то она во многом омолодилась. Это вполне естественно.
Предыдущий художественный руководитель театра, Александр Павлович Клоков, к тому моменту, когда он оставил театр, был весьма взрослым человеком. Круг его тем, как можно судить по последним спектаклям, был связан с переоценкой жизни, подведением итогов... Об этом его поздние спектакли.
А потом появился я, в возрасте 26 лет. И область моих интересов — становление, поиски... И круг зрителей начал формироваться вокруг новых тем. Сейчас можно говорить о том, что аудитория обновилась больше, чем на половину. Это естественный процесс... И эта новая аудитория будет взрослеть со мной.
Сергей Борцов: Если говорить о нашей теме - о книгах, тут можно задать несколько вопросов. Почему сейчас меньше приучают детей читать?
Борис Павлович: А зачем?
Сергей Борцов: Допустим, когда ко мне студенты приходят на собеседование, то один из вопросов о том, что вы читаете. Сначала все задумываются, а потом говорят, что уже давно не читают.
Борис Павлович: А вы бы сами как ответили на вопрос о том, зачем нужно читать?
Сергей Борцов: Человек, который не читает, не имеет стремления к самообразованию.
Борис Павлович: А зачем самообразование?
Сергей Борцов: Чтобы иметь свое мировоззрение, свою точку зрения.
Борис Павлович: А зачем мировоззрение? В случае, если на протяжении последних 10 лет мне программы транслируют, что моя точка зрения никому не интересна на большом социокультурном уровне. Но она у меня есть, и у меня от этого проблемы. Я со своей точкой зрения нахожусь в конфликте с тем, что вокруг.
Следовательно, не читать - это инстинкт самосохранения. Моя жизнь не простая. Я понимаю, что я выбрал весьма странную стезю - занимаюсь культурой в России. Я, руководитель театра, получаю меньше, чем официант в Петербурге, в блинной «Теремок».
Я вполне мог бы работать в столичном театре вторым или третьим сотрудником, который ничего не решает, но зато получать большие деньги.
Сергей Борцов: Но вам же нравится?
Борис Павлович: Да, совершенно верно. Мне нравится интересно жить. Но это связано с преодолением большого количества сложностей и с большими бытовыми ограничениями. Это мой осознанный выбор, я не жалуюсь.
Сергей Борцов: Вы много читаете?
Борис Павлович: Вообще я читаю не очень много, но сейчас гораздо больше, чем раньше.
Был период, когда я несколько лет вообще не читал.
Очень много я читал в школе, на первых курсах института. Я читал патологически много! У меня возникла интоксикация. Потом на старших курсах я сообразил, что несколько лет не читал вообще. Было только чтение по необходимости. А чтобы читать потому что чувствуешь потребность в этом — такого не было.
Года 4 я не читал художественную литературу. И как раз в Кирове, когда у меня появился воздух, связанный со свободным временем, то появилась потребность в новом внутреннем материале, в информации. Чтение - ведь это конкретная потребность в новых образах, в новом мышлении, новой глобальной информации. И здесь я снова начал читать!
Сергей Борцов: А как читаете? В книжном варианте или электронном?
Борис Павлович: Я только за печатный вариант! К электронным книгам естественно отношусь с удивлением и недоумением. Единственный аргумент в пользу электронных книг — мобильность. Мне кажется, один аргумент в пользу против 150 потерь, связанных с утратой бумажной книги — странная арифметика. Да, электронная книга весит в 2 раза меньше, чем бумажная. Но мои плечи способны вынести в рюкзаке что-то такое. Зато я, как гуманитарий, понимаю, что фактура бумаги, плотность обложки, оформление книги — это тоже информация, которая поступает ко мне и несет определенную нагрузку. И если я получаю только то, что в тексте, я себя обделяю на очень большое количество процентов информации.
Что запоминает мой организм: Павлович снова посидел перед монитором! Я воспринимаю это как именно как встречу с монитором. А когда я взял новую книгу, то получил новые тактильные ощущения, и организм интерпретировал, их как новое послание. Мой организм по-другому включается! Это способ глубокого освоения информации. Поэтому как можно променять все это на мобильность? Я не понимаю!
Сергей Борцов: Дайте совет родителям, студентам, предпринимателям. Почему надо читать?
Борис Павлович: Для начала надо понять для себя, кто ты как личность. Если ты выбираешь путь самостоятельного индивидуального уникального существования, тогда ты подписываешься под тем, что твоя жизнь не будет спокойной и комфортной. Вот тогда садись и читай.
Сергей Борцов: Но чтобы понять это, к этому надо прийти!
Борис Павлович: А мне так не кажется. Встречаясь с человеком, с которыми я знаком уже 15 лет, понимаю, что он не изменился. Он, конечно, изменился в смысле накопления опыта, но ты узнаешь его! Я не верю в то, что человек за счет получения информации может изменить свою матрицу. Вспоминая себя, например, в 6 классе, я понимаю, что мне интересно тоже самое, но на другом уровне.
Самая главная задача человека — встретиться с самим собой, понять чего хочется, узнать себя. Не надо менять себя. Я очень настороженно отношусь к различным тренингам личностного роста. Если человек не лидер, если он тихий и домашний, кабинетный человек, он должен понять это. И стать гением кабинетной работы! Чтение — большая работа, приключение, авантюра.
Мне близка позиция Бродского по поводу чтения. Он про всех авторов говорит как про тех, с кем лично встречался. Это большая личная ответственность и смелость!
Вообще надо читать медленно, выписывая понравившиеся кусочки, спорить с автором, пересказывать все, что прочитал, каждому встречному. Тогда чтение имеет смысл!
А чтение как обязательный поход в театр в школе, когда раздали билеты и все сходили - я не сторонник такого приобщения. Человек должен сделать внутри себя выбор! И книга — сильный инструмент для этого! Я не пропагандирую чтение, я за осознанный подход к тому, что ты делаешь.
Я пропагандирую как Чехов: Выдавливать из себя по капле раба! Вот тот завет, который актуален. Это больно и неприятно. И книга для этого - лучший инструмент.
Борис Павлович
Дата рождения: 24 марта 1980 г.
Художественный руководитель Театра на Спасской
Советник губернатора Кировской области
Интересы: коллекционирует музыкальные диски, современная хореография
«Человек должен сделать внутренний выбор! И книга ― сильный инструмент для этого!»