Самые ценные инвестиции — это инвестиции в себя. Учиться не только никогда не поздно, но и всегда необходимо. Совершенствоваться, профессионально расти, становиться лучше или учиться чему-то совершенно новому можно в любом возрасте. Об этом и не только мы поговорили с Марией Митиной, директором Вятского института дополнительного образования (ВИДО).

Мария Вячеславовна, в чем заключается миссия ВИДО? Как центр дополнительного образования, какие цели вы перед собой ставите?

— Дополнительное образование – важнейший вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании. Институт был создан в 2001 году с целью повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки к выполнению новых трудовых функций, учредил его Вячеслав Михайлович Селезнев, известный в городе общественный деятель, организатор и первый секретарь Общественной палаты Кировской области.

Получается, в этом году институту исполнилось 18 лет. Программы, по которым обучали тогда, сохранились до сих пор?

— Да, основные направления подготовки, актуальные и сейчас, сохранились: это Делопроизводство — мы готовим менеджеров по кадрам, специалистов по секретарскому делу и документообороту, помощников руководителей, а также инспекторов по кадрам; Бухгалтерский учет – мы выпускаем бухгалтеров со знанием бухгалтерской программы 1С: Бухгалтерия; следующее направление это Пользование персональным компьютером, казалось бы, сейчас компьютер есть почти в каждом доме, и все повсеместно умеют им пользоваться, но среди старшего поколения такие курсы остаются востребованными. Курсы Ландшафтного дизайна, Дизайна интерьера, Художественной фотографии и Цветочной аранжировки.

Дополнительное образование - это новые возможности

Кроме этих «проверенных» программ, есть ли что-то новое?

— Да, конечно. У нас появились курсы повышения квалификации для педагогов, методического состава и руководителей образовательных учреждений. Учитель, находящийся в непрерывном процессе образования других людей, должен обновлять, актуализировать свои знания и проходить повышение квалификации раз в три года. Мы предлагаем тематику, касающуюся введения Федеральных государственных образовательных стандартов в образовательный процесс, управления образовательным учреждением в современных условиях и, непосредственно, организации самого учебного процесса, например: 

  • Системный подход к реализации ФГОС нового поколения 
  • Организация системы менеджмента качества в образовательном учреждении 
  • Современные аспекты законодательства в области образования 
  • Основы стратегического управления образовательным учреждением и т.д. 

Кроме этого, появился новый большой раздел – это психологическое сопровождение обучающихся, их родителей и педагогов. Процесс обучения – это процесс сложный и многогранный. Это взаимоотношения, возникающие между учеником и учителем, между студентами в группе, между родителем и его ребенком, как студентом. Мы помогаем понять эти процессы и найти себя и свое место в них. Для этого мы предлагаем: 

— индивидуальное психологическое консультирование; 
— различные психологические тренинги; 
— работу в группах.

Кто обычно приходит к вам учиться?

— Чаще всего это люди работающие, те, кто хочет либо просто получить какие-то новые знания, либо получить новые знания с целью изменить свою жизнь. Иначе говоря, это люди, желающие развиваться либо в своей профессии, либо в жизни, либо и в том и другом.

Продолжать учиться можно не только своей профессии, но пробовать что-то новое. Скажем, искусство фотографии или дизайн…

— Конечно, любое обучение направлено на развитие себя, т.е. любое вкладывание в себя инвестиций, будь то теоретическое или практическое, всегда направлено на развитие личности. Но эти знания можно использовать как для общего развития, так и применять в своей профессиональной деятельности. Например, журналист, окончивший курсы фотографии «для себя», сможет в дальнейшем использовать полученные знания и навыки в своей работе. Что касается курсов по дизайну интерьера, то по их окончанию, наши студенты-слушатели получают диплом, с которым уже можно работать по этой специальности.

Как часто, на Ваш взгляд, человек должен учиться. Предположим, бухгалтер. Он уже имеет диплом о высшем образовании. Разве этого недостаточно, чтобы успешно вести деятельность?

— Я бы сказала, что учиться нужно всегда и везде, имея в виду, что любая ситуация, вызывающая затруднения или вопросы, это возможность чему-то научиться, что-то узнать. Информации очень много и нужно быть в курсе того, что происходит в сфере твоей профессиональной деятельности. Здесь еще вопрос в том, насколько это актуально лично для вас — ведь можно работать «безвылазно» на одном месте и пять, и десять лет, и при этом быть в курсе всего нового. Но, в любом случае, периодически освежать знания необходимо всем. К тому же любое обучение — это своего рода перезагрузка. Это возможность получить не только новые знания, но и возможность сменить обстановку, познакомиться с другими людьми и мнениями, возможность обновить свое видение профессии.

Как взрослому человеку заставить себя пойти учиться и нужно ли себя заставлять? От чего вообще зависит успех обучения?

— Желание учиться и мотивация играют очень большую роль в обучении. Но, чтобы появилось желание, в первую очередь должен возникнуть интерес. Интерес — это, вообще, отдельная тема. Когда нам что-то интересно, мы внимательно слушаем, участвуем в процессе, а не смотрим на него со стороны. Желание и мотив — это своего рода продолжение интереса, и за всем этим должно следовать действие. Например, таким действием может быть просто звонок с целью узнать, сколько стоят курсы и где они проходят. Это уже будет говорить о том, что человек заинтересован в новых знаниях и ему, действительно, это нужно. Но мне бы еще хотелось, чтобы желание было, скажем так, долгосрочным и его можно было проецировать на будущее, т.е. чтобы человек шел получать знания со взглядом в будущее и думал о том, как потом он сможет применить эти знания. Так что, желание должно быть не только пойти на курсы, но и получив знания, применить их. 

Помимо интереса и мотивации, важен вопрос активности: пришли ли Вы только получить знания или же и взять знания тоже? Только получать знания — это, знаете ли, такая пассивная позиция: сидеть и получать, ждать, что тебе кто-то что-то даст, как конфету в садике, а вот когда человек, кроме получения знаний, еще сам пытается что-то узнать и понять, задает вопросы — это активная позиция. Вообще, на мой взгляд, умение своевременно задавать необходимые вопросы — это очень важная составляющая обучения.

Кто ведет занятия в вашем институте?

— Наши преподаватели — это настоящие профессионалы-практики. Например, если это бухгалтерские курсы, то это практикующий бухгалтер с большим опытом работы, который также имеет опыт преподавания и может передать свои знания так, чтобы это не было формальной лекцией. То же самое касается и других дисциплин: наши преподаватели — это люди, которые работают в той или иной сфере и могут все тонкости и нюансы объяснить на примерах из своей практики.

Как организован процесс обучения? Сколько длится курс, как часто и в какое время проходят занятия?

— Общий подход к вечерним курсам выглядит таким образом: по звонкам желающих пройти те или иные курсы, формируется группа. Назначается день начала занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю с 18.00 часов вечера по 2-2,5 часа. Дистанционные курсы по тем же программам ведутся в индивидуальном порядке, через электронную почту.

Какой документ будет иметь выпускник ВИДО?

— Если мы говорим о повышении квалификации, то документом по окончанию курсов будет — Удостоверением о повышении квалификации. В остальных случаях мы выдаем Свидетельство об окончании курсов, в котором указываются сроки прохождения, количество часов и содержание курса. При этом, если это какие-то большие программы, например, Дизайн интерьера, где программа рассчитана на 500 часов, по окончании их мы выдаем диплом. Есть еще диплом о переподготовке для тех, кто получает дополнительную специальность к той, что уже имеется. Например, с бухгалтерским образованием вы можете пройти курс переподготовки на менеджера. С любым из этих документов вы можете прийти к работодателю и подтвердить таким образом, что вы обладаете теми или иными дополнительными знаниями.

Можно ли за 3 месяца пройти полный курс?

— Три месяца — это немало. За три месяца можно пройти курсы по Бухгалтерскому учету и налогообложению со знанием программы «1С: Бухгалтерия», а также курсы Менеджера по персоналу. За два месяца можно получить сертификат Инспектора по кадрам и окончить курсы Секретарского дела. В еще более короткие сроки можно научиться компьютерной грамотности — курсы пользования компьютером длятся один месяц. Более длительный курс — Ландшафтный дизайн, он длится 6 месяцев. Как раз пока зима, можно подготовиться к дачному сезону и поработать над планом своего приусадебного участка.

Многие хотят изменить свою жизнь. Но для этого нужно начать с себя. И, наверное, лучший способ что-то поменять — заняться самообразованием. Тем более, что сейчас, с наступлением зимы, у нас появляется свободное время, которое можно потратить с пользой для себя и для своей карьеры. Ведь знания — это главное богатство человека.

Отметим, что набор слушателей в группы продолжается весь год.

«Вятский институт дополнительного образования»

610027 , г. Киров, ул. Карла Маркса, д. 127, офис 707

Показать номер

vido-kirov@yandex.ru

10-18 (Пн-Пт), без обеда (Пн-Пт), вых. (Сб-Вс)