Геннадий Онищенко, главный Государственный санитарный врач РФ, академик РАМН, эксперт "Российской газеты"

То, что питьевая вода - драгоценнейший продукт питания, не спорит никто: можно сутками жить без пищи, а вот прожить без воды невозможно. Нам вовсе не безразлично, каков этот "поставщик жизни". Вот заявляет о себе какой-либо очаг острой кишечной инфекции, начинают искать виновного. И этим виновным очень часто оказывается питьевая вода. А если точнее - не она сама, а те, кто ее не бережет, кто не заботится о ее чистоте, о том, чтобы соответствовала она определенным гигиеническим требованиям.

Бьет ключом беда

В стране сколько угодно загрязненных источников водоснабжения, вовсе нет или в допотопном состоянии зоны санитарной охраны, немало водопроводов без очистных сооружений и обеззараживающих установок. Сами водопроводы изношены до такой степени, что в любой момент могут стать источниками беды. Местным властям об этом известно, однако, ссылаясь на материальные трудности, с капитальным ремонтом они не спешат до того момента, когда беда заявит о себе во весь голос вспышкой опасной инфекции. Небрежение к воде нередко приводит к техногенным авариям. По "вине" таковых в 2003 году было 16 вспышек острых инфекционных заболеваний, от которых пострадали 1325 человек. В 2004-м в 19 авариях пострадали 1716 человек. Тенденции к уменьшению нет. Напротив, ситуация ухудшается. Пришлось принять специальное постановление "О состоянии заболеваемости вирусным гепатитом А и мерах по ее снижению", связанное с возросшим количеством вспышек гепатита именно из-за некачественной воды.
 Это же нонсенс, что в 22 субъектах Федерации нет даже программ обеспечения населения питьевой водой. Более того, в 16 субъектах они разработаны, но не приняты по разным причинам, и в основном - из-за высокой стоимости и отсутствия финансирования. Тот самый случай, когда не просчитываем ситуацию, экономим на самом насущном. А когда приходит беда, когда в срочном порядке нужно ликвидировать очередную вспышку острых кишечных инфекций, когда надо вкладывать огромные средства на лечение того же гепатита А, - тогда зализываем раны, подсчитываем потери.

Слезы капают из крана

Между тем из общего количества поверхностных и подземных источников централизованного водоснабжения одна шестая часть не отвечает санитарным нормам и правилам. Хуже всего с источниками из открытых водоемов, так как 41,5 процента от их числа никак не вписываются в эти самые нормы и правила. В Уральском и Дальневосточном федеральных округах, Тюменской, Иркутской областях, Ямало-Ненецком АО, Республике Саха (Якутия), Чукотском, Корякском автономных округах, Южном федеральном округе положение с качественной питьевой водой тяжелейшее.
Потому-то обеспечение ею россиян вызывает серьезную озабоченность, несмотря на то, что по "охвату" городского и сельского населения централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения мы на должном уровне. В сутки городской житель потребляет 326 литров воды, сельский - 84 литра. Вот только количество никак не переходит в качество. Обнаружение в питьевой воде некоторых химических элементов не позволяет гарантировать ее безвредность для здоровья. У нас острый дефицит современных технологий водоподготовки, которые не изменяли бы ее солевой состав, которые позволяли бы сохранять в ней необходимое количество макро- и микроэлементов. Тогда за счет питьевой воды можно было бы восполнять до 1/4 - 1/3 суточной потребности в биогенных элементах.
 Сложно, очень медленно решается задача кондиционирования качества водопроводной воды за счет природного смешения различных вод или искусственного обогащения ее биогенными элементами путем фильтрации или внесения солевых добавок. Пока у нас в стране лишь единичные надежные системы фторирования воды. А вот в США 74 процента населения получают фторсодержащую водопроводную воду.
 Сейчас особое внимание уделяется претворению в жизнь Национального проекта "Здоровье", в частности профилактике заболеваний. Но она немыслима без того, чтобы все россияне были обеспечены качественной питьевой водой. Все нормативные акты, законы на этот счет у нас есть. Нет у нас другого: далеко не все, от кого зависит выполнение этих законов, актов, до них доросли.

Закон дает протечку

Два года назад по инициативе президента был принят закон о техническом регулировании. Закон дал право заинтересованным сторонам участвовать в разработке требований во всех жизненно важных отраслях нашей жизни. За организационную сторону этого дела в стране отвечает минпромэнерго. Два года прошло. Ни один из технических регламентов так и не принят. Показателен пример с водой. Во всем мире есть перечень необходимых показателей, которым должна соответствовать питьевая вода, чтобы была она качественной, безопасной. Мы утвердили 96 таких показателей. Не с потолка они взяты: это результат серьезных длительных научных изысканий, опыта отечественного и зарубежного. (Показатели - это предельно допустимая концентрация вредных веществ. - Г.О.)
 Сейчас ассоциацией "Мосводоканал" разрабатывается закон о технической регламентации. И "Мосводоканал" посчитал, что не нужны нам столь жестские подходы к питьевой воде, что достаточно 47 показателей. Подобное мы проходили еще в семидесятых годах прошлого столетия. С той поры не только много воды утекло, но и стало совершенно очевидным: подобное количество опасно для здоровья. Тем более что из перечня показателей "Мосводоканал" посчитал возможным убрать наиболее токсичные, наиболее опасные для здоровья элементы, такие, например, как кадмий, ртуть.
 Еще меньше показателей "Мосводоканал" оставил для бутилированной воды. Человек покупает ее за деньги, за немалые деньги, он уверен, что бутилированная - гарантия качества. А на поверку она хуже, чем вода из водопроводного крана.
Если предложенные показатели будут - вопреки здравому смыслу - приняты, то это помимо прочего лишит саму отрасль развития. Ну в самом деле, зачем менять трубы, строить очистные сооружения, заниматься фторированием воды, когда можно "сэкономить" на нашем с вами здоровье?
 Будет больше острых кишечных инфекций? Пойдет в гору гепатит А? Станет больше всяческих анемий, вырастет количество инсультов и инфарктов? Авось пронесет. Оголтелый прагматизм, не сдерживаемый интеллектуальной ответственностью за свое дело, заботой о здоровье соотечественников, вульгарное трактование принципа технической достижимости - путь в никуда. После нас хоть потоп? Но в этом потопе при таком дремучем отношении к воде можно и захлебнуться.